Платон (428 – 348 до н.э.)

годы жизни - 428-348 гг. до н. э. Древнегреческий психолог и философ Платон в построении своей теории опирался как на идеи Сократа, так и на некоторые положения пифагорейцев, в частности на их обожествление числа. Над воротами Академии Платона было написано: «Не знающий геометрии да не войдет сюда». Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон приходит к объективному идеализму. Он считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с неодушевленной материей. Душа, по его мнению, не только идея, но и цель вещи. То есть Платон приходит к выводу, что существует идеальный мир, в котором расположены души или идеи вещей, то есть те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться быть похожими, соответствовать им. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого, действительно, нет в реальной жизни, отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие. Так не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей является как бы вариацией понятия человек.

Так как понятие неизменно, то и идея или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Не менее важным для Платона являлась и связь души с этикой, так как он считал, что душа человека отличается тем, что она является хранительницей его нравственности. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Платон считал, что душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Он разработал этический критерий, по которому делил душу на части, так как вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь- вожделеющая душа, не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь, благородный (страстная душа), хотя и старается идти своей дорогой, но также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И наконец, разумную часть души он отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя движением коней. В описании души Платон придерживается четких, черно-белых критериев, доказывая, что есть как бы плохие и хорошие части души, причем разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная-плохими, более низкими частями.

Так как душа постоянна и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе тоже неизменно и открытия, совершаемые человеком, не являются по сути открытиями чего-то нового, но. лишь осознанием того, что уже хранилось в душе, хотя и не осознавалось человеком. Таким образом, процесс мышления Платоном понимается как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным, когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления.

Исследуя познавательные процессы, Платон говорит о ощущении, памяти и мышлении, причем он является первым ученым, заговорившим о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дает ей определение - <отпечаток перстня на воске> и считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего.

Важная роль памяти связана и с тем, что сам процесс познания у Платона, как уже упоминалось, представал в виде припоминания, таким образом, память являлась хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент. Однако несмотря на такое внимание к этому процессу, Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чём говорил еще Сократ. Платон развивает идеи Сократа, доказывая, что мышление есть диалог души с собой, то есть по сути мышление для него отождествляется с внутренней речью. Однако этот развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний о вещи, так как опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний о предметах. Описывая процесс познания, Платон приводит в пример людей, замурованных в пещере, которые по теням и отблескам внешнего мира, проникающим в пещеру, стараются составить суждение о этом мире. Так и человек по одним копиям предметов хочет понять их настоящую суть и обречен в таких попытках на неудачу. Тем не менее такая возможность проникнуть в истинную суть вещей у человека существует и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на <инсайт>, который позднее будет описан гештальтпсихологией. Тем не менее, несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления с <инсайтом>, они совершенно различны по содержанию, так как озарение Платона не связано с открытием нового, но лишь с осознанием старого, того, что уже хранилось в душе.

Исследования Платона заложили новые тенденции не только в философии, где он является создателем теории объективного идеализма, но и в психологии. Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемым вожделеющей и страстной душой, которые не всегда возможно примирить при помощи разума. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его подход к проблеме познания отразится на позиции рационалистов.
Просмотров: 2300
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Августин Аврелий (354 – 430)
  • Анамнесис
  • Аристотель
  • Аристотель (384 – 322 до н.э.)
  • Брентано Франц (1838 – 1917)
  • Бэкон (Bacon) Фрэнсис (1561 – 1626)
  • Бэкон Фрэнсис
  • Бэкон Фрэнсис (1561 – 1626)
  • Владиславлев Михаил Иванович (1840 – 1890)
  • Вольф (Wolff) Христиан (24.01.1679 – 09.04.1754)
  • Демокрит
  • Демокрит (ок. 460 – ок. 370/360 до н. э.)
  • Ибн-Рушд (латинизированное имя - Аверроэс) (1126 – 1198)
  • История становления психологии как науки
  • Карус (Carus) Карл Густав (1789 – 1869)
  • Лейбниц Готфрид Вильгельм
  • Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716)
  • Локк Джон
  • Локк Джон (1632 – 1704)
  • Мышление. Основные виды мыслительных операций. Качества ума.
  • Основные виды мышления
  • Память, как психический познавательный процесс
  • Педагогическая антропология как комплексная наука: ее сущность и основные принципы
  • Платон
  • Природа мышления
  • Пфендер (Pfender) Александр (1870 – 1941)
  • Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900)
  • Уильям Штерн
  • Франк Семен Людвигович (1877 – 1950)
  • Штерн (Stern) Вильям Луис (1871 – 1938)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь