|
Наблюдение
формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т.д., восприятие, в конце концов, само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включается в процесс активного наблюдения.
Наблюдение является осмысливающим, интерпретирующим и целенаправленным восприятием. На разных стадиях развития наблюдения у ребенка изменяется: а) содержание, доступное для интерпретации, и глубина познавательного проникновения в него, б) сложность той композиции, которая может быть схвачена ребенком в целом, в единстве и взаимосвязи всех его частей, в) сознательность, плановость, систематичность самого процесса наблюдения. На первой ступени в развитии наблюдения, при ограниченности опыта и знаний, интерпретация основывается не столько на связях и причинно-следственных зависимостях между явлениями, сколько на их подобии (уподобляющая интерпретация). По мере расширения знаний ребенка и формирования его мышления, у него наряду с уподобляющей развивается умозаключающая интерпретация, которая исходит сначала по преимуществу из внешних, чувственно данных свойств, случайных, но более или менее привычных сочетаний, связей, отношений. И наконец, третью ступень в развитии наблюдения образует умозаключающая интерпретация, которая раскрывает уже абстрактные, чувственно не данные, внутренние свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. С изменением содержания наблюдения и глубины познавательного проникновения в него связано также изменение формы восприятия. От схематического целого, не расчлененного, восприятие и наблюдение ребенка переходит к целому, основанному сначала на внешней, а затем на внутренней взаимосвязи его частей, сторон, моментов. Изменяется также степень сознательности наблюдения. Сначала – на стадии уподобляющей интерпретации – ребенок отдается более или менее бесконтрольно во власть первой, более или менее случайно возникшей у него интерпретации. Затем начинает появляться переосмысливание отдельных моментов ситуации или иногда даже всей ситуации в целом в результате непреднамеренно возникающего сопоставления различных его моментов. И наконец, на самых высших ступенях ребенок научается сознательно проверять возникающее у него истолкование воспринимаемого в более или менее систематически организованном наблюдении. Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|