|
Е.Ф. Рыбалко. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелостиСеменюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. Е.Ф. Рыбалко. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелостиОдной из главнейших особенностей современного человекознания является применение системно-структурного подхода как одного из главных методологических оснований исследований. Так, например, в психологии суть этого подхода заключается в том, что человек (индивид, личность) рассматривается не как совокупность отдельных психических процессов, состояний, свойств, а как некоторое целостное образование, включающее в себя множество характеристик и элементов, объединенных определенными связями. Б.Г. Ананьев, анализируя многоплановые разрозненные данные, накопленные в разных областях научного знания, подчеркивал необходимость построить целостную систему возрастного развития человека, включающую данные обо всех фазах в стадиях человеческой жизни, раскрывающей единство его индивидуального развития. При этом необходимо, указывал он, раскрыть. взаимосвязи и взаимопереходы между стадиями, противоречиями, сопровождающие стадии, выявить сенситивные и критические периоды развития, что позволит построить теорию индивидуального развития человека, являющуюся одной из фундаментальных проблем естествознания и психологии. Решение этой проблемы возможно лишь в комплексном исследовании, опирающемся на системный анализ данных. Организация комплексного исследования человека как индивида, личности, субъекта деятельности в сложных взаимоотношениях с окружающей средой согласуются с общепризнанным системным подходом и имеет важнейшее значение во все периоды онтогенетического развития. В настоящее время стало возможным сблизить возрастную психологию с психологией личности и построить единую теорию индивидуального развития человека. Эта теория может объединить учение об онтогенетической эволюции и учение о жизненном пути человека в обществе. Подобное объединение необходимо для целостного жизненного цикла человека, для психологического исследования самого человека как индивида и личности. В связи с этим важнейшее значение приобретает проблема периодизации онтогенетического развития человека... В психологии и педагогике проблема периодизации встает в связи с диагностикой и управлением резервами и ресурсами человека, повышением эффективности обучения и воспитания и в конечном счете упирается в проблему индивидуального развития человека. Начало системного подхода к описанию онтогенеза человека, заложенное в психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский), явилось основой построения общей теории индивидуального развития. Этот факт объясняется тем ключевым положением, которое занимает психология в системе научного знания и в силу которого она осуществляет взаимосвязи между естественными и общественными науками о человеке (Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Ф.В. Константинов). Б.Ф. Ломов отмечал, что поражает чрезвычайная широта и многообразие связей 'психологии с другими науками. В этом с ней не может сравниться никакая иная область научного знания»... Последние десятилетия характеризуются становлением системы человекознания как в отечественной науке, так и за рубежом. Изучение субъекта труда, познания и общения потребовало объединение столь широкого диапазона характеристик человека как индивида, личности, что с новой остротой встал вопрос о их систематизации. Т.А. Косоревская выделяет группы признаков, на основании которых можно построить возрастную периодизацию онтогенеза: биологические, социальные. Однако выделение только этих групп признаков недостаточно. Необходим более полный учет имеющихся данных для системного описания онтогенеза человека. С этой целью нам представляется важным рассмотреть некоторые данные о принципах деления онтогенеза на временные отрезки. Л.С. Выготский в качестве критериев выделения возрастных периодов предлагает возникновение новообразований в процессе .развития, понимая под ними те психические и социальные изменения, которые на данной ступени возникают впервые, т.е. имеется в виду появление нового качества, однако, ограниченного только психическим и социальным уровнями. А.И. Аршавский и П.Г. Светлев пишут о том, что критерием следует считать изменение способа взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. При этом изменение условий среды (в широком смысле слова – социальной и биологической) влечет за собой Преобразование деятельности различных систем организма, обеспечивающее его адаптацию к существенно новым условиям среды, с которыми организм ранее не взаимодействовал, т. е. и здесь идет речь о качественных перестройках. Опыт 15-летнего коллективного комплексного исследования многоуровневой организации человека, включающей интеллектуальное развитие, общую реактивность и нейродинамику, психомоторику и перцептивные процессы, мотивацию и характер, проведенного под руководством Б. Г. Ананьева на возрастном диапазоне от 18 до 35 лет, свидетельствует о противоречивости и неравномерности развития функций в каждом из периодов взрослое. Накопленные в науке данные свидетельствуют о том, что не все функции имеют скачкообразный характер изменений, поэтому нарушение непрерывности при переходе от одной стадии к другой может заключаться в том, что происходит пересечение с пороговыми значением функции, что равносильно ее качественному изменению. Это можно видеть на примере динамики окислительных процессов в лимфоцитах крови, которые, начиная с 20-летнего возраста человека, усиливаются, достигая максимума у 40-49-летних, затем снижаются к 50-59 годам, достигая уровня, отмечаемого у 20-летних, а затем идет прогрессирующее снижение интенсивности окислительных процессов. Жизненная емкость легких такого порогового значения достигает у человека тоже в возрасте 50 лет, сила мышц кисти – в возрасте 45-50 лет. Периодизация онтогенеза затрудняется сложностью самого процесса развития, его неравномерностью (проявляющейся в разном темпе развития и созревания функций в разные фазы онтогенеза), а также гетерохронностью, разновременностью и созревания, и развития. Б.Г. Ананьев пишет о том, что зрелость человека как индивида (умственная) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают. Это доказано и современными данными на примере развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эндокринного статуса и нервной системы, а также на примере пространственно-различительных функций, функции внимания, памяти, мышления, психомоторных функций, реактивности организма. Фазное протекание целостного жизненного цикла человека есть последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции (Б.Г. Ананьев). Большинство авторов выделяет три основных стадии онтогенеза. У В.В. Бунака – это прогрессивная, стабильная, регрессивная, с границами 20-21 год и в 40-55 лет. В более дробной классификации И.А. Аршавского можно выделить 1-й этап постнатального онтогенеза, длящийся от рождения до 20–21 года, второй период стационарного состояния от 21 до 60 лет и 3-й период – после 60 лет. Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|