Зрелость

длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития.

Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова, Л.И. Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б.Г. Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития.

В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, упражняемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.
Просмотров: 2258
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь




Другие новости по теме:

  • Б.Г. Ананьев. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
  • Б.Г. Ананьев. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека
  • Бюлер Шарлотта
  • Бюлер Шарлотта (1893 – 1974)
  • Ведущие виды деятельности
  • Ведущий тип деятельности
  • Ведущий тип общения
  • Возрастная периодизация психического развития детей
  • Гуманитарное образование
  • Гуманитарный компонент акмеологического знания
  • Диагностическая категория
  • Е.Ф. Рыбалко. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости
  • Жане Пьер
  • Изменения самосознания пожилых людей
  • Индивидуальные различия в темпах созревания: акселерация и ретардация
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Латентный период
  • Модель, учитывающая «зрелость исполнителей»
  • Общая характеристика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста
  • Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста
  • Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов
  • Периоды развития человеческой жизни
  • Подростковый возраст
  • Подходы к классификации возрастной структуры населения
  • Психология возрастная
  • Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов
  • Сензитивный возраст
  • Сенситивный период
  • Теории старения
  • Ценности социальные



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь