Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ручеёк».
Чепикова Виктория Николаевна педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Ручеёк».
Город Усть-Илимск, Иркутская область, улица Энтузиастов дом 21 квартира 12, индекс 666685.
В общем смысле, раннее обучение — это обучение ребенка тем понятиям и умениям, которым в обществе принято обучать, но в более позднем возрасте. Насколько верен возрастной ценз для начала знакомства с теми или иными знаниями трудно утверждать. Все зависит от доверия, обучающего к тем авторитетам, которые этот ценз устанавливают.
Насколько возможно раннее обучение?
Американский философ и психолог начала прошлого века Д. Дьюи писал: "Прирожденное и неиспорченное состояние детства, отличающееся горячей любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям, находится близко, очень близко к состоянию научного мышления".
Г. Доман, американский психолог и врач, считает, что младенец может и хочет учиться, т.к. знание об окружающем его мире — необходимое условие выживания малыша.
Что может помешать родителям?
В первую очередь, отношение общества. Родителей, тратящих много времени и сил на обучение ребенка, обвиняют в стремлении заставить своего малыша работать на славу (и/ или повышение дохода). При этом обвинителями совершенно не учитывается, стремится ли сам малыш к овладению теми знаниями и умениями, которыми с ним делятся его родители. А вот родители наверняка обращали на это свое внимание, ибо "можно лошадь подвести к воде, но нельзя заставить ее пить".
Тот, кто пробовал обучать детей до 3-4 лет, пока у них еще не развит контроль над своими действиями, понял справедливость этой поговорки. Если малыш устал или то, чему его пытается научить взрослый, слишком сложно для детского понимания, то он просто не будет этим заниматься. А если взрослый сумеет заставить ребенка заниматься вопреки его нежеланию, то и результаты будут невысоки, и сразу будет заметно отвращение малыша к занятиям.
Общение с ребенком, особенно развивающее малыша общение, — это работа высокого уровня. Меня потрясает сложившееся в нашем языке выражение "сижу с ребенком". Оно навевает какие-то тюремные ассоциации. Понятно, что есть некоторое сходство: в том и другом случае свобода взрослого очень ограничена. Но есть и колоссальное отличие: родитель идет на ограничение своей свободы сознательно, во имя высокой цели и, к тому же, получая удовольствие от общения с любимым человеком — своим ребенком.
Что может помешать малышам при раннем обучении?
Завышенные ожидания родителей.
Русский психолог Л. Выготский называл "зоной ближайшего развития" те знания и умения, которыми малыш может пользоваться, но только с помощью взрослого (например, может решить поставленную задачу сам, но с помощью наводящих вопросов взрослого). И эта зона ближайшего развития не бесконечна, она зависит от интеллектуального потенциала ребенка и различна в каждой области знаний и умений.
Заниженные ожидания родителей.
Широко известен опыт, когда учителям заранее говорили, как раньше успевали ученики по их предметам, и вскоре ученики начинали получать именно такие отметки, какие они якобы получали прежде. Уважение и интерес к ребенку — мощный инструмент его развития, их отсутствие — столь же мощное средство подавления всех детских интересов. Ведь лень, внешнее отсутствие детского интереса — это всего лишь защитная реакция, стремление не совершать поступки, т.к. ребенок уже привык, что оценка его поступков чаще всего негативная.
Предлагайте малышу все, чем Вам интересно с ним заниматься, и займитесь тем, к чему почувствуете ответный интерес малыша. Вообще, не любое знание и умение можно передать любому ребенку. Педагогика строится по прецеденту: "У такого-то учителя такой-то метод оказался успешен для такого-то количества учеников". Вполне возможно, что Вам не подойдет ни уважаемый учитель, ни широко известное пособие только потому, что Вы и Ваш малыш не вписываетесь в число отлично успевающих при применении этого конкретного метода. Просто поищите другого учителя или другое пособие!
Можно сделать вывод, что для успеха раннего обучения малыша нужно его любить, уважать и хорошо знать, то есть внимательно присматриваться к его способностям и интересам.
|