Конспект проведения образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Шутку шутить — людей насмешить"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 338 общеразвивающего вида» городского округа Самара
Подготовил воспитатель Светличнова Г.А. Самара, 2016
Цель: закрепить и уточнить знания детей о видах фольклорного жанра.
Задачи.
Скачать конспект
Образовательные
- Закрепить знания детей о потешном народном творчестве: дразнилках, небылицах, докучных сказках, скороговорках.
- Учить понимать смысловые оттенки речи
- Обогащать словарный запас: небывальщина, народное творчество, потешный, скороговорки, докучные сказки.
Развивающие:
5. Развивать образное мышление детей, воображение.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
7. Воспитывать интерес к фольклору, к русскому искусству, к доброму народному юмору.
Методы и приёмы:
- наглядные: показ слайдов на проекторе, использование декораций, электронно-дидактическая игра.
- словесные: вопросы к детям, загадки, беседа, обсуждение, чтение стихов.
- практические: драматизация, пение под фонограмму.
Материалы и оборудование:
Мольберт, фольклорная литература с иллюстрациями, кукла домовенок Кузя, детская лопатка, заборчик, шапка – треух.
Предварительная работа с детьми:
Просмотр мультфильма «Рыжий конопатый»; беседа о народном творчестве, о малом фольклорном жанре; чтение текстов: дразнилок, скороговорок, небылиц, дразнилок.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Вопросы, ситуативные разговоры, словесные игры, драматизация чтение стихов и загадок.
Двигательная Игра «Пройди по камешкам», физкультминутка.
Музыкальная Песня «Веснянка», танец «Полька»
Ход деятельности
НОД проходит с участием домовенка Кузи.
Воспитатель: В течение года мы читали и разучивали скороговорки, докучные сказки, дразнилки, небылицы. Мы сегодня их вспомним. А помогать нам будет домовенок Кузя.
Домовенок Кузя: Дети, вы любите шутки? Ответы детей.
Домовенок Кузя: Ребята, а кто сочиняет шутливые стихи, произведения? Ответы детей.
Домовенок Кузя: Да, веселые стихи сочиняли люди с древних времен, передавали их от человека к человеку, из уст в уста.
Воспитатель: Люди сочиняли все это для веселья, шутки, высмеивали какие – либо недостатки, прославляли трудолюбие, храбрость. Как вы думаете, как можно оценить поведение людей, которые много говорят, повторяют одно и тоже? Ответы детей.
Воспитатель объясняет значение выражения «докучные сказки».
Домовенок Кузя: Дети, вспомните названия таких сказок.
Ответы детей: «Жил-был царь», «Сказка про белого бычка», «У бабушкиной избенки», «Жевала травку Буренка» …
Воспитатель: Ребята, я прочитаю несколько строчек, а вы попытайтесь угадать, к каким стихам они относятся.
Андрей – ротозей, не гоняй голубей! Голуби боятся, на крышу садятся! Крыша ломается, хозяин ругается! Дети предлагают различные варианты, пытаются обосновать то, что это дразнилка.
Воспитатель: Послушайте еще одну:
Рева-корова, дай молока! Сколько стоит? Три рубля или три пятака? Над каким поведением подшучивается? Ответы детей.
Воспитатель: Попробуйте сами вспомнить дразнилки и объяснить их.
Ответы детей:
Толстая матрешка ходит с поварешкой. Поварешку уронила, себе руки обварила. Витя, Витя, Вителя, съел корову и теля, И 12 поросят. Только хвостики висят.
Воспитатель хвалит детей и предлагает послушать очередную дразнилку и рассказать, что высмеивают:
Фрол – воришка схватил топоришко, Полез в окошко, упал в лукошко.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, по тексту некоторых дразнилок сняты мультипликационные фильмы. Например, «Рыжий конопатый»
Рыжий, рыжий, конопатый, Убил дедушку лопатой. А я дедушку не бил! А я дедушку любил!
Над кем подшучивают? Ответы детей.
Но эта шутка добрая, в ней «рыжий» — любящий внук.
Воспитатель предлагает детям инсценировать эту дразнилку. Дети самостоятельно выбирают «рыжего», остальные – дразнилки.
Воспитатель: Дети, народ с давних времен придумывал и другие шутки – рифмы. Это складные стихи, похожи на дразнилки. Например,
Твой дедушка Иван Посадил кошку в карман. Кошка плачет и рыдает, Тваво дедушку ругает.
Воспитатель предлагает детям вспомнить рифмы.
Воспитатель: Молодцы! Рифмы напоминают человеку, как он должен вести себя в определенной ситуации.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в народе называются шутки, выдумки?
Ответы детей.
Воспитатель: Небылицы – это выдумка, чего в жизни не может быть. Люди сочиняют, придумывают, показывают свою фантазию. Их еще называют нелепицы. Ребята, попробуйте придумать небылицы о сорока сороках. Вот моя небылица:
Сорок сорок сели в уголок
И съели сорок сырков.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, в каких русских народных песенках встречаются небылицы. Определите, где правда, где ложь.
Ответы детей.
Воспитатель: В русском народном творчестве встречались и скороговорки. Что это означает?
Ответы детей.
Воспитатель: Скороговорка – короткая фраза с искусственно усложненным произношением. Шутливые скороговорки помогают точно и правильно произносить звуки родного языка. Ребята, вспомните скороговорки.
Ответы детей.
У осы не усы, Не усищи, а усики. От топота копыт Пыль по полю летит.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы поговорили о народном юморе.
Ребята, а давайте попросим домовенка Кузю рассказать нам, какие дразнилки, скороговорки, докучные сказки знает он.
По выбору детей домовенок Кузя читает несколько шуток.
Кузя привлекает к чтению детей.
Дети прощаются с гостем и приглашают его в гости.
|