КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ОТКРОЙ МИР ВОКРУГ СЕБЯ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Составила: Воспитатель высшей квалификационной категории подготовительной логопедической группы Беспалова Людмила Павловна пос. Развилка
2019 г. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Скачать конспект
Программные задачи.
- Формировать у детей элементарные представления об источниках света и тепла (солнце, горящая свеча).
- Довести до сознания детей, сто без Солнца нет жизни на Земле, что Солнце греет и освещает Землю.
- Способствовать развитию творческого начала у детей, расширять их представление о мире.
- Учить детей применять разнообразные способы обследования предметов.
- Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты. Привлекать к простейшим экспериментам, наблюдениям.
- Развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различение их качеств, уделяя внимание анализу эффективности источников информации.
- Поощрять обсуждение информации в кругу сверстников.
- Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
Предварительная работа
- Наблюдение за горящими свечами в полутемной комнате (на расстоянии 4 м. от свеч).
- Наблюдение за Луной на вечерней прогулке.
- Наблюдение за радугой в окно в дождливую погоду.
- Рисование «Радуга».
Проведение опытов и экспериментов на темы:
- «Как сделать радугу?»
- «Волшебное зеркало»
- «Солнечные часы»
- «Чем отличается солнечная сторона от теневой?»
- «День да ночь, сутки прочь»
- «Как измерить высоту дерева с помощью тени?»
- Беседа «Мир ученого». Лаборатории.
Игры с детьми: «Царство тьмы и света», «Светло-темно».
Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день».
Словарная работа
Мириада – брызги дождевых капелек.
Спектр – совокупность цветовых полос, получающихся при прохождении светового луча через преломляющую среду (призму, стекло).
На доске большая иллюстрация Солнца.
Воспитатель. Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Дети, что же это? (Солнце).
Воспитатель. Что можно сказать о Солнце? Что оно делает? Солнце светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, радует, блестит.
Воспитатель. Солнце какое? (яркое, теплое, светлое, веселое).
Воспитатель. Вот сколько замечательных слов можно сказать о Солнце. Ребята, а вы любите солнечную погоду? (Ответы детей).
Воспитатель. Я тоже очень люблю Солнце, ясное небо. В такую погоду хочется раскрыть пошире руки, протянуть их Солнцу, принять тепло, которое оно нам дарит, улыбаться и радоваться вместе с Солнцем!
Воспитатель. Ребята, а в какой сказке крокодил Солнце в небе проглотил? ( «Краденое солнце», К.И. Чуковский).
Воспитатель. Как это случилось?
(Дети рассказывают отрывки из сказки).
1 ребенок. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно…
2 ребенок. Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!»
3 ребенок. Плачут зайки на лужайке:
Сбились, бедные с пути,
Им до дому не дойти.
4 ребенок. Рано-рано два барана
Застучали в ворота:
«эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
5 ребенок. Тут Зайчиха выходила
И медведю говорила:
«Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай…
Вырви солнышко из пасти,
И тогда оно опять
Будет на небе сиять…»
6 ребенок. Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По березовым листам.
7 ребенок. Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
8 ребенок. Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
9 ребенок. Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
10 ребенок. И глядите: медвежата,
Как веселые котята…
11 ребенок. Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
Все: Ну, спасибо тебе, дедушка, за Солнышко!
Воспитатель. Солнце – это огромный раскаленный газовый шар. Оно влияет на множество природных явлений, происходящих на Земле. Энергия Солнца в виде тепла и света определяет погоду и особенности климата в разных районах Земли, управляет круговоротом воды и морскими течениями, формирует рельеф планеты. Без Солнца была бы невозможна жизнь, поэтому можно точно сказать, что частичка Солнца живет в каждом из нас.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Царство тьмы и света».
Педагог объясняет правила игры: «Сегодня мы поиграем в интересную игру «Царство тьмы и света». Здесь на коврике у нас будет царство тьмы. Узнаете синий квадратик? Что он означает? (Лед.) там живут одни ледышки. Как мы с вами изобразим твердые, холодные ледышки?»
Дети сжимаются, обхватывают себя руками.
Воспитатель. А вот царство света – здесь живут капельки воды. Как мы изобразим воду?
Дети «плавают».
Воспитатель. А высоко наверху облачко – как думаете, что оно означает?
Дети. Пар.
Воспитатель. Правильно. А теперь скажите, если зазвенит колокольчик, что это значит?
Дети. Это солнышко, нагревание.
Воспитатель. Правильно! (Звенит в колокольчик, показывает символ солнца). А если дудочка звучит, что это значит?
Дети. Охлаждение.
Воспитатель. Да, это означает холод. (Играет на дудочке и показывает картинку с изображением Деда Мороза.) Кто хочет попробовать? Смелее!
В игре сначала могут принять участие 5 – 7 ребят, остальные дети наблюдают за игрой.
Игра начинается в «царстве тьмы». Дети садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки.
Воспитатель. Жили-были в царстве тьмы ледышки. Они были холодные-прехолодные, твердые-претвердые, и так им было грустно быть ледышками, что они мечтали попасть в царство света, но вот только никак не могли они расколдоваться – разморозиться. И стали они просить солнышко, чтобы оно их разморозило:
Солнышко-солнышко,
Горячо свети.
Солнышко-солнышко,
В водичку преврати!
Услышала солнышко, как ледышки просят его прийти, согреть их теплом и превратить в водичку, и выглянуло из-за тучки. (Звенит колокольчиком.) Ну-ка, ребята-ледышки, превращайтесь в капельки и повторяйте песенку капелек.
Дети бегут в «царство света» и повторяют вслед за педагогом:
Мы капельки, мы капельки,
Хорошо живем,
Мы капельки, мы капельки,
Плывем, плывем, плывем! (Дети ходят по кругу и совершают «плавательные» движения.)
Игра повторяется.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите доказать, что Солнце – это самый важный для Земли источник света!? Что без света мы не могли бы ничего разглядеть вокруг? (Ответы детей.)
- Тогда мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по миру знаний и разгадаем некоторые секреты науки и природы, совершим много открытий. А значит, почувствуем себя настоящими учеными.
- А где работают обычно ученые-исследователи? (В специальных лабораториях.)
Воспитатель. Да, и эти лаборатории оборудованы особыми машинами, микроскопами, пробирками, измерительными приборами.
- Приглашаю вас в нашу мини-лабораторию. (Дети под музыку переходят в соседний кабинет, рассаживаются по своим местам.)
Воспитатель. Ребята, первый наш эксперимент: «Свет и тень». Мы с вами докажем, что луч света не всегда проходит сквозь предмет.
Три девочки стоят в источнике света. Первая – с полиэтиленовая пленкой, вторая – с калькой, третья – с картоном.
Воспитатель. Что можно сказать про первую девочку?
Ребенок. Лучи света прошли сквозь пленку, одежда девочки видна в ярком свете.
Воспитатель. Как называется материал, через который свет полностью проникает?
Ребенок. Это прозрачный материал. Пленка прозрачная.
Воспитатель. Видим ли одежду второй девочки сквозь кальку?
Ребенок. Смутно, потому что через кальку проходит часть света, значит калька полупрозрачная.
Воспитатель. Расскажите про девочку с картоном.
Ребенок. Картон не позволяет проникнуть свету, он непрозрачный.
Воспитатель. Когда свет не проникает сквозь предмет, появляется темное пятно – тень. Она принимает форму самого предмета. Тень образуется потому, что лучи не могут обогнуть предмет, они распространяются только по прямой.
«Это интересно»
Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, что в организме светлячком содержатся вещества, которые при прикосновении вызывают свет! (Воспитатель показывает фотографию светящихся светлячков.)
Второй эксперимент «Тень перемещается»
Воспитатель. В течение дня Солнце изменяет свое положение на небе. Посмотрите, как меняется тень дерева. Что происходит с тенью?
Ребенок. Когда Солнце находится слева от дерева, тень будет справа.
Ребенок. В полдень Солнце находится высоко, поэтому тень самая маленькая и находится под деревом.
Ребенок. Вечером Солнце оказывается справа от дерева, а тень переходит на левую сторону.
Воспитатель. Мы это проверим на примере лампы как источника света и елочки. (Проводится опыт. Дети ставят елочку справа, слева от лампы, также поднимают лампу над елочкой, комментируя при этом о местоположении тени.)
«Это интересно»
Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, что люди использовали тень от Солнца для определения времени уже четыре тысячи лет назад!
Третий эксперимент «Свет отражается»
Воспитатель. Ребята, кто скажет, почему вечером мы отчетливо видим Луну?
Ребенок. Мы видим Луну благодаря тому, что она отражает свет Солнца. Часть этого света, отраженного от поверхности Луны, попадает к нам на Землю.
Воспитатель. Что такое отражение?
Ребенок. Свет Солнца или лампы попадая на предметы вокруг нас, как бы отскакивает от них. Это явление называется отражением.
Воспитатель. Зеркала отражают почти весь попадающий на них свет равномерно. Поэтому, когда мы смотрим в зеркало, мы видим ясное отражение самих себя.
Опыт.
Перед зеркалом встает девочка в светлой одежде и мальчик в темном костюме.
Воспитатель. Посмотрите на отражение детей в зеркале. Какой вывод можно сделать?
Девочка. Белые и светлые цвета поверхностей отражают больше света, отражение отчетливое.
Мальчик. Черные или другие темные цвета отражают мало света, отражение костюма менее отчетливое. (Складок и пуговиц не видно.)
Воспитатель. А сейчас, Матвей подойдет к окну, а мы посмотрим: видно ли отражение в окне?
Ребенок. Окно тоже дает отражение, но оно слабее, так как стекло отражает лишь часть света.
«Это интересно»
Древние греки использовали отражение огромных искривленных зеркал для того, чтобы посылать на вражеские корабли сильный солнечный свет. Он нагревал их до такой степени, что они воспламенялись.
Воспитатель. Ребята, отвлечемся от наших экспериментов и активно отдохнем. Давайте поиграем в веселую игру «Светло-темно». Воспитатель читает стихотворение:
В небе солнышко сияет,
Светлый день детей встречает!
Солнце, солнце,
Выгляни в оконце!
Дети прикладывают руку козырьком ко лбу и смотрят вдаль, как бы встречая солнышко, затем «просыпаются», потягиваются – утро наступило.
Педагог произносит:
Ночь стучится к нам в окно,
Все вокруг темным-темно…
Дети закрывают глаза, «готовятся ко сну».
Педагог произносит:
Будем солнышка мы ждать,
А сейчас ложимся спать.
Дети складывают ладошки под щеку и склоняют голову набок, «спят». Далее стихотворение повторяется, ребята «просыпаются». И так далее.
Авторы Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. ФГОС. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. (Для детей 4 – 7 лет.)
Воспитатель. Ребята, наши девочки занимаются в кружке театрализованной деятельности. Они покажут нам «Сказку о Радуге» (драматизация «Сказка о радуге», автор неизвестен)
«Сказка о радуге»
Жила была Маленькая Капелька. Жила она со своими сёстрами, такими же капельками. Только отличалась она тем, что была весёлой, доброй и любознательной. Ей хотелось, чтобы всё вокруг цвело и пело.
А вот её бабушка Грозовая Туча постоянно ворчала и пугала всё живое на земле. Однажды, когда Грозовая Туча была особенно злая, метала на землю молнии и сыпала холодными каплями дождя, Маленькая Капелька спросила у неё:
- «Почему ты стала такая злая и всех пугаешь?»
- «Потому» — ответила Грозовая Туча, — «Что когда я плыву по небу, предо мной меркнет солнце и преклоняется ветер. В этом моя сила и я не хочу жить по-другому».
Маленькая Капелька подумала и сказала:
- «А я хочу приносить людям и всему живому радость, сверкать и переливаться множеством огоньков и чтобы в моём отражении играло солнце и купались звёзды».
С этими словами она оторвалась от своей бабушки и полетела вниз, упала на цветок ромашки и рассыпалась мириадой маленьких капелек.
Выглянувшее солнце заиграло в этих капельках яркими красками, на небе появилось отражение этих красок. По листьям и цветам пробежал лёгкий ветерок, он увидел это чудо и назвал его «Радуга», а затем разнёс эту весть по всему свету. Вот так и родилась на земле радуга, а Маленькая Капелька смотрела на неё с цветка ромашки и радостно смеялась.
Воспитатель. Солнечный свет кажется нам одноцветным – белым. Но в действительности он состоит из множества различных цветов. Об этом свидетельствует радуга. Она возникает в солнечный день, когда идет дождь.
Мы видим радугу, потому что капельки воды раскладывают свет на гамму цветов, называемую спектром.
Спектр – это гамма цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Дождь – своего рода призма. Призмой также могут быть тела особой формы из стекла или прозрачного пластика. (Дети рассматривают иллюстрацию с радугой.)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы узнали много интересного! Что вам запомнилось из наших экспериментов?
Ребенок 1. Я почувствовала себя настоящим ученым.
Ребенок 2. Я теперь знаю, как образуется тень.
Ребенок 3. А я знаю, что материалы бывают прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные.
Ребенок 4. Мы доказали, что свет перемещается и отражается.
Ребенок 5. Очень интересно было узнать о цветах радуги.
Ребенок 6. Приятно было узнать, что отражение света уже давно применяли на войнах и они помогали побеждать врага.
Методическое обеспечение
- Н.М. Зубкова. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Речь. С.-Петербург, 2011 г
- Энциклопедия «Наука вокруг нас». Автор Джек Челлонер, выпуск №9, 2010 г.
- Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. ФГОС. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». (Для детей 4 – 7 лет.) Из-во Мозаика-Синтез, Москва, 2014 г.
- Моя первая книга о планете Земля. РОСМЭН, 2013 г.
|