|
VII АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Этот образ действий основывается, естественно, на предпосылке, что человек в состоянии прийти к своей целостности, иными словами, что он вообще способен выздороветь. Я упоминаю об этой предпосылке потому, что, без сомнения, существуют индивиды, которые, в сущности, не в полной мере жизнеспособны и быстро погибают, когда им по какой-либо причине приходится сталкиваться со своей целостностью. Если же этого столкновения не происходит, то они могут влачить свое существование вплоть до самого преклонного возраста, однако лишь в качестве неких фрагментов, или частичных личностей, поддерживаемые средствами социального или психического паразитизма. Такие люди, главным образом к несчастью других, часто являются по существу отъявленными очковтирателями, которые некоей прекрасной видимостью прикрывают свою смертельную пустоту. Было бы безнадежным начинанием пытаться лечить их с помощью обсуждаемого здесь метода. Здесь «помогает» лишь поддерживание видимости, так как истина была бы невыносима или же бесполезна.
Когда лечение происходит указанным образом, то ведущая роль принадлежит бессознательному, на долю же сознания приходятся критика, выбор и решение. Если решение оказалось правильным, то это подтверждается посредством сновидений, которые указывают направление дальнейшего движения вперед; в другом случае следует корректировка со стороны бессознательного. Ход лечения представляет собой, таким образом, нечто вроде продолжающегося разговора с бессознательным. То, что правильному истолкованию сновидений при этом отводится главная роль, должно быть достаточно ясно из сказанного. Но в каком случае, по праву спросит читатель, мы можем быть уверены в правильности истолкования? Существует ли хоть сколько-нибудь надежный критерий правильности интерпретации? На этот, вопрос, к счастью, можно ответить утвердительно. Если наше истолкование оказалось ошибочным или неполным, то мы при случае можем определить это уже по следующему сновидению. Так, например, либо прежний мотив снова повторяется в более отчетливом варианте, либо наше истолкование обесценивается какой-нибудь иронизирующей парафразой, либо проявляется прямая, ожесточенная оппозиция по отношению к нему. Если теперь предположить, что и новые наши истолкования оказались неудачными, то общая безрезультатность и тщетность нашей процедуры скоро дадут себя почувствовать в бессодержательности, бесплодности и бессмысленности предприятия, так что и врач, и пациент скоро ощутят удушливую атмосферу скуки или сомнения. Подобно тому как правильное истолкование вознаграждается оживлением, так истолкование ошибочное наказывается застоем, сопротивлением, сомнением и прежде всего взаимным опустошением. Разумеется, перебои могут возникать также из-за сопротивления пациента, например если он упорно продолжает придерживаться изживших себя иллюзий или инфантильных запросов. Бывает, что и врачу не хватает должной проницательности, как это однажды произошло у меня с одной весьма интеллигентной пациенткой, чей случай мне по ряду причин казался подозрительным. Хотя начало было вполне удовлетворительным, но в дальнейшем у меня нарастало чувство, что мое истолкование ее сновидений почему-то оказывается не совсем правильным. Мне, однако, не удалось обнаружить источник заблуждения, и я поэтому попытался отогнать от себя сомнение. На консультациях я тем не менее стал замечать нарастающую бессодержательность разговора и постепенно становящуюся все более ощутимой зияющую безрезультатность. Наконец я решился при первом же удобном случае сообщить об этом пациентке, которая, как мне казалось, и сама обратила внимание на это обстоятельство. Однако накануне ночью я увидел такой сон: «Я брел по проселочной дороге через освещенную лучами вечернего солнца долину. Справа на крутом холме стоял замок, а на самой высокой его башне на чем-то вроде балюстрады сидела женщина. Чтобы лучше разглядеть ее, мне пришлось так запрокинуть голову назад, что я проснулся с чувством судорожного напряжения в затылке. Еще во сне я узнал в той женщине свою пациентку». Из этого я сделал вывод, что если в том сновидении мне пришлось поднимать взгляд так высоко, значит, в действительности я, очевидно, смотрел на пациентку как бы сверху вниз. Когда я рассказал ей о своем сновидении и о своем истолковании его, ситуация немедленно коренным образом изменилась и начался прогресс в лечении, который превзошел все ожидания. Подобного рода опыт в конечном счете — после того как достаточно дорого заплачено за обучение — помогает обрести прочное убеждение в достоверности компенсаций сновидения. Богатой проблематике этого метода лечения были посвящены мои работы и исследования последних десятилетий. Так как в настоящем изложении комплексной психологии15 — как я предпочитаю называть свои теоретические опыты — я стремился дать лишь общую ориентацию, то здесь не было детального изложения широко разветвляющихся научных, философских и религиозных импликаций. По этому вопросу я предлагаю своему читателю обратиться к упомянутой выше литературе. Примечания 1 Это мужское начало в женщине я обозначил как анимус, а соответствующее женское начало в мужчине — как анима. См. также Emma Yung, Ein Beitrag zum Problem des Animus, in: Wirklichkeit der Seeie, 1947, p. 296 ff. 2 Это было написано в 1916 г. Излишне говорить, что это остается верным и сегодня. 3 Как уже бьшо отмечено, архетипы можно рассматривать как результат и отражение имевших место переживаний; но точно так же они являются теми факторами, которые служат причинами подобного рода переживаний. 4 См. Die Struktur der Seek, in: Seelenprobleme der Gegenwart, 1950, p. 149 ff. Ges. Werke, Bd. 8, Paragr. 331 ff. 5 Представление о врачевателе, общающемся с духами и обладающем магической силой, настолько глубоко укоренено у многих первобытных народов, что они даже полагают, будто у зверей тоже есть свои «доктора». Так, ахумави в Северной Калифорнии говорят об обычных койотах и о «койотах-докторах». 6 Ср.: Ober die Archetypen des kollektiven Unbewufiten. 1934. Ges. Werke, Bd. 9. См. также: С. G. Jung, Bewufites und Unbewujltes (Fischer BUcherei, 1957). 7 Ханс Ганц в своей философской диссертации о бессознательном у Лейбница {Das Unbewufite bei Leibniz in Beziehung zu modemen Theorien, Zurich, 1917) для объяснения коллективного бессознательного привлек теорию энграммы Земоиа. Предлагаемое мною понятие коллективного бессознательного лишь в определенном отношении пересекается с земонов-ским понятием исторически-родовой тпете [памяти]. (См.: Semon, Die Мпете als erhaltendes Prinztp im Wechsel des organischen Geschehens, Leipzig, 1904.) 8 Как это формулирует Фробениус. Ср.: Das Zeitalter des Sonnengottes, 1904. 9 Тем из моих читателей, которые более глубоко интересуются проблемой противоположности и ее решением, я предлагаю обратиться к моей книге Wandlungen und Symbole der Libido, новое издание 1952 г.: Symbole der Wandlung, Ges. Werke, Bd. 5; далее Psychologische Typen, Ges. Werke, Bd. 6, a также Uber die Archetypen des kollektiven UnbewufSten (см. выше, сноска 6). 10 Ср.: AUgemeine Gesichtspunkte zur Psychologie des Traumes, in: Ober psychi-sche Energeiik und das Wesen der Traume. Ges. Werke, Bd. 8. 11 Эта сновидения разбираются также в: Die Bedeutung des Unbewufiten fiir die indrviduelle Erziehung, 1928. Ges. Werke, Bd. 17, Paragr. 266 ff. 12 Понятие компенсации широко применялось уже Альфредом Адлером. 13 In Psychologie und Alchemie, 1952. Ges. Werke, Bd. 12. 14 Ges. Werke, Bde. 11 und 13. 15 Сегодня она называется аналитической психологией. См.: Т. Wolff, Einfuhmng in die Gmndlagen der komplexen Psychologie, in: Studien zu С G. Jungs Psychologie. 1959. «VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД Вверх VIII К ВОПРОСУ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ТЕРАПИИ» Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|