II. Работа со снами

Расширение архетипа

Существует еще один способ поискаассоциаций, вызванный явившимися во сне образами: расширение архетипа. Воснове своей, это процесс сбора информации о появляющихся в наших снахархетипах, который заключается в использовании таких источников как мифы,сказки и древние религиозные традиции.

Я уже привел вам простой примерэтого метода, когда рассказывал о сне "Монастырь". Цветы, выросшиепод стеной кельи, вызвали у меня непроизвольную ассоциацию с их ролью вхристианстве, буддизме и других религиях в качестве символов архетипического"я". Что, в свою очередь, навело нас на информацию о "я",которую мы уже имели: функция "я" состоит в том, чтобы стоять надпротивоположностями, объединять их и складывать отдельные фрагменты нашейполной личности в единое целое. А это, конечно, внесло большой вклад в нашеощущение смысла и силы сна.

Юнг осознал существованиеархетипов, когда заметил, что изначальные символы из древних мифов и религийпоявляются в снах современных людей. Он был потрясен, когда обнаружил, чтопоявляющиеся в снах его современников образы являются очень древними символами,принадлежащими совершенно другой цивилизации, о которых осознающий разум"сновидящих" снов ничего не мог знать. Оттолкнувшись от этогооткрытия, он начал понимать, что наши сны обращаются к универсальным,изначальным источникам, глубоко скрытым в коллективном бессознательном всегочеловечества. Мы более ясно понимаем, насколько символы из наших снов связаны сэтими всемирными потоками энергии, когда мы, подобно Юнгу, наталкиваемся на теже самые символы в мифах, религиозных традициях и других древних источниках.

Появляется возможность обратитьсяк мифу, в котором появился архетип, и отыскать коллективные ассоциации, которыеэтот архетип вызывал у человечества в целом. Мы можем обнаружить в мифе всенаши качества, которые содержатся в архетипе и ассоциируются с его символами.

Юнг продемонстрировал, что мифы исказки, точно так же, как и сны, являются символическими проявлениями бессознательного.В определенном смысле они являются коллективными снами человеческой расы(скорее всего, что отражают коллективное бессознательное племени, народа, расы,а не личное бессознательное конкретного индивидуума). Таким образом, мифыявляются богатым источником информации по архетипам. Они родились впредсознательную эру, когда человечество было ближе к своим архетипическимкорням. Информацию по архетипам можно получить также из эзотерическихфилософских традиций типа средневековой алхимии и древней астрологии.

Архетип, который появляется ввашем сне, представляет собой универсальное качество, поток энергии,проникающий в каждое человеческое существо. Если архетип универсален, тоуниверсальны и созданные им образы. Каждый архетип стремится выразить себяхарактерными только для него символами.

Например, образ Старого Мудрецаприсутствует во всех цивилизациях и расах. Его образ кочует из мифа в миф, изцивилизации в цивилизацию. Но, как только вы научитесь узнавать его, вы сможетеувидеть его и в снах индуса, и в снах представителя западной цивилизации.

Он может принять форму СвятогоПетра, держащего ключи от рая, как это было в одном из снов Юнга. Он можетявиться олицетворением Бога-Отца, как это было в видении Микеланджело,запечатленным им на потолке Сикстинской Часовни; буддисту он может приснитьсякак роши (учитель) или бодхисатва (полубог);индусу - как гуру или суньясин (святой-аскет).

У всех символов Мудреца есть однообщее качество - ощущение мудрости, которая вечна в том смысле, что находитсявне каких-либо временных рамок. Вот его образ из современного мифа, созданногоДж.Р.Толкеном:

"Его волосы были цвета ночи,но седина уже возложила на них серебреную диадему; его серые глаза напоминали обезоблачном вечере, а свет в них был подобен свету звезд. Он выгляделдостопочтенным, как король, процарствовавший немало зим, и сильным, как опытныйвоин в пике своей формы..." (Толкен, Братство Кольца).

Расширение человеком архетипаначинается с того, что человек осознает присутствие архетипа в своем сне. Сон,в котором появился архетип, зачастую обладает мифическим качеством. В таком сневместо сцен повседневной жизни возникают сцены, напоминающие о древних временахили сказках. Вы можете оказаться в Багдаде в легендарные времена чародеев иковров-самолетов. Мифический сон можно определить и по тому, что присутствующиев нем вещи либо больше, либо меньше своего реального размера. Архетипы могутпредстать и в образе неземных животных; говорящих львов, грифонов, драконов,крылатых лошадей.

Архетипические фигуры частообладают аурой царственности или божественности. Древние грекиперсонифицировали архетипы в образах богов, создавших мир и обрисовавшихконтуры судьбы, или в образах героев, вынужденных бороться с теми силами,которые боги привели в движение.

Такое качество человеческойприроды, как Великая Мать, проявляется в образе Афродиты - богини чувственнойлюбви, Геры - богини дома и очага, Деметры - богини земледелия. Обратившись кИндии, мы обнаружим Великую Мать в образе Кали, ужасной богини, способной как благодетельствовать,так и уничтожать, как давать жизнь, так и отнимать ее в соответствии с вечнымциклом природы.

Эти проявления великих архетиповвозникают в снах простых смертных. Каждый из нас является каналом, черезкоторый эти архетипические силы могут пробраться в конкретное бытие. Нашимифизическими жизнями мы воплощаем архетипы. Жизнь конкретного индивидуумапредставляет собой вместилище, в котором архетипы материализуются наповерхности земли; поле боя, на котором они ведут свои вечные космическиесражения; сцену, на которой они ставят тот всемирный спектакль, которым, всущности, и является человеческая жизнь.

Как только мы поймем, что даннаяфигура является архетипом, мы должны сразу же обратиться к мифам и другимисточникам, в которых появляется этот архетип. Фигура или событие из вашего снамогут высветить в памяти отрывок из Библии или легенду времен Короля Артура. Выобращаетесь к источнику для того, чтобы посмотреть, что он говорит о томархетипе, который появился в вашем сне. Каковы его характеристики? Какова егороль в человеческой жизни? Например, если это Великая Мать, то вы должныобратиться к греческим мифам, посвященным персонифицирующей ее богине,индусским сказаниям о Кали, к различным повествованиям о Непорочной Деве.

Накапливая информацию о фигуре извашего сна, вы должны делать то же самое, что вы делали во время поискаассоциаций: записать ассоциации, которые возникают у вас в связи с обращением кисточникам. Если эти ассоциации высвобождают находящуюся в вас энергию, еслиони разумны, то попытайтесь их использовать. Узнайте, что они могут сказать отом, кто вы есть и какие силы действуют внутри вас.

Личные ассоциации

Сейчас самое время посоветоватьвам не пытаться заменить ваши личные ассоциации так называемыми сонниками исловарями символов.

Просмотров: 10462
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • D. Центроверсия и стадии жизни
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Дарел Шарп НЕЗРИМЫЙ ВОРОН Конфликт и Трансформация в жизни ФРАНЦА КАФКИ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Карл Густав Юнг "СТАДИИ ЖИЗНИ"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Полная хронология жизни Юнга
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • ЭГО И ЦИКЛ ЖИЗНИ
  • Эдвард Ф. Эдингер "Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)"
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь