|
III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретенийВ этой группе значения возжелать, сиять, играть и звучать соприкасаются. Подобное же архаическое слияние значений в первоначальную символику libido (как мы вправе уже выразиться теперь) встречается в тех группах египетских слов, которые происходят от двух родственных корней ben и bel и их удвоений benben и belbel. Первоначальное значение этих корней следующее: выбрасывать, выступать, набухать, вздыматься (с побочным значением пениться, пускать пузыри и круглиться). Belbel сопровождаемое знаком обелиска (первоначально имевшего смысл фаллоса) означает источник света. Символика libido объясняет связь между этими значениями. И здесь Гете проложил нам путь: Рафаил: Звуча в гармонии вселенной И в хоре сфер гремя, как гром, Златое солнце неизменно Течет предписанным путем; И крепнет сила упованья При виде творческой руки. Творец, как в первый день созданья, Твои творенья велики! А р и э л ь: Тише, чу! Шум Гор разлился; Легких эльфов рой смутился: Новый день, гремя, идет. Чу! Шумят ворота неба! Чу, гремят колеса Феба! Сколько шуму свет несет! Трубный звук повсюду мчится; Слепнут очи; слух дивится; Все звучит и все поет. Поскорей цветов ищите, . Глубже, глубже в лес уйдите: Меж кустами, под листком День мы тихо проведем 29. И о Гёльдерлине следует здесь вспомнить: “Где ты? Опьяненная погружается моя душа в сумерки от ниспосылаемой тобою отрады; но вот только что я прислушивался, как восхитительный солнечный юноша, полный золотых звуков, играет свою вечернюю песнь на небесной лире; кругом отзывались леса и холмы”. Подобно тому, как в архаическом словоупотреблении огонь и звук речи (приманный клик, музыка) являются формами эманации libido, так же и свет и звук, входя в душу, становится Единством — libido. Манилий говорит об этом в своих стихах: — “Что за чудо было бы познать мир, если бы к тому способны были люди, в которых мир, как подобие Божие, заключен в виде малого отображения! Или позволительно думать, что люди ведут свой род не из неба, а откуда-нибудь из другого места? Только один человек устремился ввысь с поднятою головою и направил свои звездные очи вверх к светилам”. Понятие, заключенное в санскритском слове Tejas, указывает нам на то значение libido, которое является основополагающим вообще для всего образа мира. Я обязан д-ру Abegg (Цюрих), отличному знатоку санскрита, следующей сводной восьми значений этого слова. Tejas означает: 1.острота, лезвие; 2. огонь, блеск, свет, жар, жара; 3. здоровый вид,красота; 4. огненная и порождающая краски сила в человеческом организме (находящаяся в желчи); 5. сила, энергия, жизненная сила; 6. пылкая натура; 7. духовная, а также магическая сила; влияние, знатность, достоинство; 8. мужское семя. Отсюда мы можем почувствовать, до какой степени так называемый объективный мир являл собою для первобытного мышления субъективную картину, и понять, что иначе это и не могло быть. К такому мышлению хочется применить слова из Chorus mysticus: “Все преходящее есть только символ”. Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|