Что касается предполагаемых личных идиосинкразии художника, пока что о них можно сказать лишь то, что по этому вопросу проведено мало научной работы; во всяком случае не был установлен эффективный статистический контроль, например, случаев невроза или других аномалий среди нехудожников, а также способности к художественному творчеству среди «нормальных» людей. Мы вправе подозревать, что в обсуждение этого предмета вкралась порядочная доля субъективных предрассудков, а вокруг него наросло немало мифов вроде тех, согласно которому все наши премьер-министры — тайные пьяницы. Так или иначе, нет особых причин считать, что именно художник — наилучшая жертва для страстного искусства обличителя. Корреляция психопатологических проявлений с атрибутами гения — несомненно, если пользоваться юнговским выражением, интересный предмет для исследований. Однако до тех пор, пока эти исследования не завершены, нам следует воздержаться от поспешных выводов. А пока что у нас есть один точный критерий, посредством которого можно отличить искусство от психопатологии. Бессознательный конфликт является неизбежным следствием инстинктивного наследия человека, который старается положить предел наиболее невозможным из своих требований, пользуясь любыми средствами, которые имеются в его распоряжении. Укрепляя защитный механизм сублимации, художник старается сохранить свой душевный покой путем творческой работы, и в то же время он способен принести немного «мира через катарсис» в души других. Невротик из-за конституционных особенностей и превратностей развития не способен удержаться в пределах своих сублимаций и бессознательно делает выбор в пользу регрессии. В конце концов он наказывает себя и зачастую свою семью и домочадцев. Невротический художник желает двойного компромисса. Стараясь через художественные сублимации достичь сбалансированного разрешения своего бессознательного конфликта, он тем не менее сам подрывает свои усилия, одновременно отступая к невротическому формированию симптомов, которое в конечном счете может оказаться вплетено в его художественную технику или повлиять на выбор темы, или обусловить и то и другое. Такой двойной компромисс эффективен лишь в исключительных случаях. Как правило, несчастная жертва падает между двумя стульями, не в силах добиться успеха ни в искусстве, ни на поприще невротической компенсации.
«9 РЕЛИГИЯВверх11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ДИЛЕММА ЭКЛЕКТИКА»
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.