|
V. Символы матери и возрождения84 В этом мы узнаем мотив “птичьей помощи”. Ангелы в сущности тоже птицы. Ср. с этим птичье оперение душ в подземном мире, “душа птица”; в Sacrificimn mithriacum вестником богов (“ангелом”) является то ворон, то крылатый Гермес и т. д. Число три имеет значение в фаллическом смысле. 85 Следует отметить близкое отношение между дельфином и uterus. В Дельфах находится пропасть и треножник (дельфийский стол о трех ножках в виде дельфинов.) Ср. в последней главе о Меликерте на дельфине и о жертвенном сожжении Мелькарта. 86 Ср. пространное сопоставление у Jones: On the nightmare. 87 Риклин: Wunscherfullung und Symbolik и т. д. 88 Laistner: Das Ratsel der Sphinx. 89 Фрейд: Jahrbuch, т. I.— Юнг: О конфликтах детской души. 90 “Epistola de ara ad Noviomagum reperta”, то есть “Письма об алтаре, найденном в Новиомагуме”; стр. 25. Цит. Гримм: Myth. т. II, стр. 1041. 91 “Он поднял даже руку на свою мать, сорвал корону с ее головы”. Плутарх: De fsid. et Osir. 19. 6. 92 Ср. экзотические мифы, приведенные у Фробениуса (Dag Zeitalter des Sonnengottes), где чрево кита не что иное, как страна мертвых. 93 Одна из постоянных особенностей мара заключается в том, что он может вылезти только из того же отверстия, в которое влез. Этот мотив, в качестве проэцированного мотива желания, принадлежит к категории мифов возрождения. 94 Gressmaan: AItorient. Text. u. Bild. т. I, стр. 4 и д. 95 Бездна мудрости, ключ мудрости, родник фантазии. Ср. ниже. 96 Рассечение матери, ср. Кэней, равно как и расщелина, разверзание земли и т. д. 97 Сотворение и Хаос. Геттингея 1895, стр. 30 и д. 98 Фробениус 1. с. 99 Т. е. солнце-бог. 100 Моя маленькая дочь, получившая на Рождество в подарок цветной пластилин, тут лее спонтанно слепила гнездо с яйцом, а рядом лучистое солнце, освещающее и согревающее яйцо для вывода птенцов. Психоаналитически просвещенные поймут, что это должно означать. 101 Брупп: Religion und Mythus, стр. 161 и д. 102 Один из текстов пирамид, описывающий борьбу умершего фа-раова за первенствующую власть на яебе, гласят: “Небо плачет, звезды трепещут, стражи богов дрожат я слуги их убегают от страха при виде царя, восстающего перед ними как видение, как дух, как бог, живущий своими отцами и овладевающий своей матерью.” (Цит. у Дите-рих: Mithrasliturgie, стр. 100). 103 Книга II, 60 и д. 104 Под Ареем вероятно разумеется египетский Тифон. 105 В полинезийском мифе о Мауи деяние солнце-героя тоже весьма ясно: он похищает у матери пояс. Похищение фаты в мифе о деве-лебеде имеет то же самое значение; в одном из африканских мифов солнце-герой просто-напросто производит над своей матерью насилие. (Фробениус I. с.) 106 Вышеупомянутый миф о Галлиротии, который сам себя убивает, в то время как собирается срубить Морию, священное дерево Афины, содержит в себе ту же психологию; точно так же и кастрация хренов (кастрация Аттиса) во имя служения великой матеря. Аскетическое самоистязание в христианстве конечно имеет те же источники, ибо форма христианского символа указывает на весьма интенсивную регрессию. 107 Срывание с дерева жизни именно я есть этот грех. 108 Ср. Кун: Herabkunft des Feuers. 109 1. с. II, стр. 1041. 110 Вероятно по этой причине в Англии на Рождество вешают ветки омелы; омела как лоза жизни. Ср. Aigremonc Volkserotik und Pflanzenwelt. 111 Дерево имеет значение как матери, так и фаллоса; точно так же демоническая старуха в мифах (благосклонная или зловещая) часто обладает фаллическими атрибутами, например длинным пальцем на ноге или на руке, длинным зубом, отвислой губою, висящими грудями, большими руками, большой ногой и т. д. Такое смешение мужских и женских мотивов указывает на то, что “старуха” точно так же, как и дерево, есть символ libido, хотя, правда, преимущественно с материнской окраской. Яснее всего выражена двуполость libido в образе трех Грей, имеющих втроем только один глаз и один зуб. Этот образ прямая параллель к сновидению одной пациентки, libido которой проявлялась во сне в образе близнецов: один из них был ящичком, а другой предметом, имевшим форму бутылки; глаз и зуб, как известно, женский и мужской половой орган. Глаз в таком значении особенно часто можно встретить в египетском мифе; к зубу относится миф об Адонисе, олицетворявшем плодородие и умерщвленном клыком вепря, точно так же миф о Зигфриде, пронзенном копьем Гагена; ср. нижеприведенного веронезского Приапа, фаллос которого откусывает змея. Зуб в таком смысле, точно так же как в змея, является негативным фаллосом.) Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|