II. Работа со снами

Еще одним символом "я"является божественная или царственная пара: соединение полярных противоположностей,коим является мужское и женское начало, подобно соединению драконов Инь и Ян,символизирует высший синтез "я".

И все же в бессознательном естьеще одна базовая энергетическая система, которая регулярно появляется в нашихснах и о которой полезно знать. Юнг назвал это внутреннее существо"тенью". У бессознательного каждого человека есть часть, котораяочень близко находится к эго и которая, как правило, появляется во сне какфигура того же пола, что и у сновидящего. "Тень" - это что-то вродевторого "я", отколовшегося от осознающего эго-разума и приговоренногожить в бессознательном. Как правило, "тень" обладает качествами ичертами как положительными, так и отрицательными, которые являются естественнойчастью эго-личности. Но эго, по той или иной причине, не сумело ассимилироватьэти качества или полностью подавило их. Иногда качества "тени"кажутся эго постыдными или примитивными: человек не хочет признаться в наличииу него таких качеств. Иногда "тень" обладает значительными положительнымикачествами, которые эго отвергает, потому что воспользоваться ими означает либопринять на себя огромную ответственность, либо изменить нелестноепредставление, сложившееся у эго о себе самом.

Форма, которую принимает"тень", появившись во сне, зависит от отношения к ней эго. Например,если человек дружески расположен по отношению к своей внутренней"тени" и хочет развиваться и меняться, "тень" частопоявляется в его снах в образе верного друга, "приятеля","соплеменника", который помогает ему, поддерживает и обучает его.Если же человек старается подавить свою "тень", то она будетпоявляться в его снах как заклятый враг или агрессивный монстр. Всевышесказанное относится и к женщине. В зависимости от ее отношений со своей"тенью", последняя может появляться в ее снах как любящая сестра иликак злая колдунья.

Вот это и есть некоторые основныеконцепции и модели юнгианской работы со снами, которые большинство людейнаходит весьма полезными, когда впервые начинает заниматься своими снами. Онистанут более понятны нам, когда в следующих главах мы поработаем с примерамиснов и познакомимся с практическими методами работы.

2.2 Четырехфазовый подход

Прежде чем мы приступим в первой фазе, следует дать краткий обзорвсех четырех фаз, о которых речь пойдет ниже. Вот эти фазы:

  • Поиск ассоциаций.
  • Привязка образов из снов к внутренней динамике.
  • Толкование.
  • Отправление ритуалов с целью конкретизации сна.

Фаза первая: посредством поискаассоциаций, которые вырастают из нашего бессознательного в ответ на появление внашем сне определенных образов, мы образуем основу для толкования сна. Каждыйсон состоит из цепочки образов, так что наша работа начинается с определениятого, что значат эти образы.

Фаза вторая: мы ищем и находим течасти наших внутренних "я", которые представляют образы из сна.Внутри себя мы обнаруживаем динамическую работу, символизирующую ситуацию изсна.

Третья фаза - толкование: мыскладываем воедино информацию, полученную нами в ходе двух первых фаз, иосознаем смысл сна, взятого как единое целое.

Фаза четвертая: мы овладеваемотправлением ритуалов, которые сделают сон более осознанным, более четкодонесут его смысл до нашего разума и придадут ему конкретностьнепосредственного физического ощущения. Перед достижением четвертой фазы мыобсудим ту пользу, которую ритуалы могут принести нам в деле восстановлениясвязи с бессознательным.

Итак, вооружившись этойкартой-схемой, мы начинаем наш путь с первой фазы.

 

Фаза первая: ассоциации

Для каждого возникшего во снесимвола бессознательное готово предоставить нам ассоциации, которые объяснятего значение. Бессознательное содержит в себе информацию по каждомупорожденному им символу: следовательно, символический язык бессознательногоможно расшифровать. Решение наших проблем начинается с осмысления ассоциаций,которые непроизвольно возникают у нас в качестве реакции на появление символов.

Во-первых, вспомните ваш сон изапишите все ассоциации, которые возникают в связи с каждым образом из этогосна. Во сне могут присутствовать персонажи, предметы, ситуации, цвета, звукиили речь. Каждая из этих вещей является для нас индивидуальным образом итребует отдельного анализа.

Принцип действий таков:записываете образ, который первым появился в вашем сне, затем спрашиваете себя:"Какие чувства вызывает у меня этот образ? Какие слова или мысли приходятмне на ум, когда я гляжу на него?" Ваша ассоциация - это любоеслово, мысль, картинка, чувство или воспоминание, которое возникает в вашеммозгу сразу же, как вы видите данный образ из вашего сна. Это может бытьбуквально все, что угодно, с чем вы непроизвольно связываете данныйобраз.

Как правило, каждый образвызывает несколько ассоциаций. В связи с каждым образом на ум приходитопределенный человек, слово, фраза или воспоминание. Запишите все ассоциации,непосредственно вызванные данным образом. Затем вернитесь к образу и подумайтенад тем, с чем еще он у вас ассоциируется. Продолжайте возвращаться к образуснова и снова, и записывайте все ассоциации, возникающие в вашем мозгу. Толькопосле того, как вы запишите все ассоциации, которые у вас вызывает данныйобраз, вы можете переходить к следующему образу и все начинать сначала.

Поначалу этот процесс можетпоказаться слишком длительным и утомительным. Но после того как вы проделаетеего несколько раз и почувствуете удивительную способность этого методаоткрывать вам значение символов из ваших снов, вы поймете, что игра стоит свеч.Вы также начнете понимать, почему символы обладают такой властью надчеловеческими существами: символы непроизвольно связывают нас с глубиннойчастью нашего существа, с которой мы жаждем прикоснуться.

На данном этапе вы не должныпытаться определить, какая именно ассоциация является, так сказать,"правильной" Зачастую ассоциация, которая возникает первой и потомукажется наиболее очевидной, в процессе последующей работы отметается.Бессознательное не идет по пути эго-логики, а ассоциация, которая поначалукажется глупой, неуместной и нерациональной, при ближайшем рассмотрении можетоказаться именно такой, которая имеет наибольший смысл. Бывает и так, что всевозникшие в связи с вашим сном ассоциации оказываются значительными, хотяпоначалу они кажутся противоречащими друг другу. Вот поэтому и не пытайтесь наданном этапе остановить свой выбор на какой-либо из них. Просто запишите их.

Предположим, вам приснился сон, которыйначинается следующим образом: "Я нахожусь в голубой комнате". Первыйобраз, с которым вам приходится иметь дело, - голубой цвет. Этот цвет может увас вызвать следующие ассоциации:

Голубой: Цвет грусти и тоски (Уменя тоска, хандра). Голубая луна.

Цвет ясности: холодное,отстраненное сознание, контрастирующее с живым, эмоциональным. Мой голубойсвитер. (Я люблю носить вещи голубого цвета).

Просмотров: 10446
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • D. Центроверсия и стадии жизни
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Дарел Шарп НЕЗРИМЫЙ ВОРОН Конфликт и Трансформация в жизни ФРАНЦА КАФКИ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Карл Густав Юнг "СТАДИИ ЖИЗНИ"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Полная хронология жизни Юнга
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • ЭГО И ЦИКЛ ЖИЗНИ
  • Эдвард Ф. Эдингер "Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)"
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь