7. Колдунья-тюремщица

В нашей сказке башня принадлежит колдунье, которая использует ее, чтобы держать главную героиню в плену, высоко над землей. По сути, пленником ведьмы становится человек, который не осознает своей Тени. То же самое происходит, если идеал феминности слишком высок и нереалистичен: он оказывается во власти Тени и становится ее пленником84. В данном случае тюремщицей является колдунья. 83 См. Литанию Лорето (лавретнаскую литанию), в которой Марию именуют "башней Давида" и "башней из слоновой кости" (Psychological Types. CW6. Par. 390). 84 Историческим примером может послужить культ поклонения Деве Марии, который был особенно распространен в конце Средневековья. Но вместе с тем существовала и охота на ведьм. См.: Psychological Types // CW 6. Par. 399. Темные материнские фигуры часто преследуют сказочных героев и заключают их в плен. Этот мотив нам встречался в сказках "Йоринда и Иорингель" и "Гензель и Гретель". Темная сторона женщины часто стремится ограничить свободу другого, например, из ревности. Таким образом она пытается ограничить жизненные силы партнера, хотя с его стороны это может привести к самореализации. Если у мужа недостаточно развита эмоциональная сфера, то его жена может превратить их брак в тюрьму; однако, ограничивая другого, она ограничивает и себя, а значит, делает невозможным свое дальнейшее развитие. С другой стороны, заточение в башню имеет некоторый позитивный смысл. Рапунцель находится в заточении и не может спастись. Если человека каким-то образом не ограничить, то он может вознамериться убежать от себя. Героиня сказки с самого рождения оказалась в таких сложных условиях, что для своего выживания была вынуждена прикладывать огромные усилия, которые впоследствии привели к поразительным результатам. Зададимся вопросом: что означают спадающие до самой земли волосы Рапунцель? Волосы на голове символизируют бессознательные мысли и идеи. Что-то происходит в голове у Рапунцель, чего ее Эго никак не может понять. Волосы — символический образ автономных неосознаваемых частей нашей психики; в них отсутствуют нервы, их можно остричь, не причинив боли. Мы не можем почувствовать то, что происходит у них внутри. Они не связаны с сознанием ни через эмоции, ни через ощущения. Зачастую мы поражаемся тому, как быстро женщина может обдумать и принять в расчет какие-то мелочи, даже не осознавая этого. У Рапунцель были золотые волосы, которые символизируют особую ценность ее мыслей. Они свешивались далеко вниз, что свидетельствует о глубине мыслей. Золотые волосы означают просветленность, они окружают голову наподобие нимба. Сначала девушка использует свои мысли, чтобы извлечь содержание из глубин своей жизни и донести их до своей одинокой, пустынной обители. На первых порах она подцепляет одну только колдунью, свою внутреннюю противоположность и свою тюремщицу. Но после долгого одиночного заточения она своими песнями, высказываниями, своей эмоциональностью, смогла привлечь внимание королевича. Увидев вместо колдуньи мужчину, Рапунцель приходит в изумление — эта встреча случается для нее совершенно ненамеренно, бессознательно. Сначала скромная пленница испытывает потрясение; так проявляется скрытое для нее самой желание, чтобы рядом с ней оказался мужчина, который придаст смысл ее жизни. Как мы уже знаем, в образе королевича воплощается анимус, внутренняя женская маскулинность. Королевский сан Придает этой фигуре особую ценность. Рапунцель так страдала в своем заточении, что королевич скорее всего обратил внимание на трагическое звучание ее голоса. Возможно, радостная песня счастливой крестьянской девушки не была бы для него столь притягательной. С психологической точки зрения это значит, что только серьезные страдания позволяют женщине вступать в контакт со своим позитивным анимусом. Если рассматривать королевича как образ внутренней маскулинности, то отношение к нему Рапунцель символизирует внутреннюю связь женщины с духовным импульсом религиозной или философской природы. Рапунцель обещала быть верной принцу и забеременела от него. Беременность главной героини символизирует ее способность к воспроизводству и обновлению. Но в сказке эти события не слишком связаны с реальностью, ибо Рапунцель по-прежнему живет в башне, вдали от людей. С точки зрения обычной человеческой жизни, можно было бы сказать, что ее отношения с принцем характерны для идеализированной, романтической любви. Эти отношения не имеют прочной основы в реальности; для создания этой основы нужно принести какую-либо жертву. Рапунцель похожа на женщину, у которой отсутствует прочная связь с позитивным анимусом. Точнее, ее связь с этим проводником духовных ценностей не имеет прямого отношения к реальности. Как правило, такая женщина интуитивно полагает, что она пока не может на что-либо претендовать. Иначе говоря, она еще не осознает своих возможностей. Например, такая женщина может очень хорошо разбираться в глубинной психологии, но свои знания не может применить на практике, так как ей мешает ее бессознательная Тень, в плену которой она находится. До определенного времени Рапунцель ведет себя так, словно не понимает этого, а потому избегает конфликта. Позже она сама пойдет на открытый конфликт. Власть темной матери остается незыблемой; пока Рапунцель не пытается спуститься вниз, колдунья никак себя не проявляет. Она олицетворяет нечистую силу, связанную с природой и реальностью, а потому и с принципом объективности. Рапунцель и королевич хотят убежать из башни, воспользовавшись лестницей, сплетенной из шелковых нитей. Каждый раз, когда королевич приходит к девушке, он приносит с собой шелковую ленточку. Первый контакт девушки с миром вне башни осуществился благодаря ее золотым волосам. Для второго Рапунцель плетет драгоценную лестницу. Эти контакты осуществляются с помощью ценного материала; но если волосы растут независимо от усилий девушки, то, чтобы сплести лестницу, ей нужно долго и упорно трудиться вместе со своим возлюбленным. Поэтому лестница — это реальное средство для установления связи с землей, хотя эта попытка и оказывается безуспешной. Но почему же Рапунцель так глупо ведет себя, выдавая свою тайну колдунье? Зачем она рассказывает ведьме о королевиче: только по своей наивности или в силу своей глубокой убежденности, что ее освобождение не должно быть таким простым? Этот мотив показывает, в какой степени ее будущая судьба связана с ее потребностями и способствует ее самореализации. Она должна поступить именно так! Известно, что люди иногда совершают такие ошибки, которые, казалось бы, сначала вызывают негативные последствия. И лишь позже становится ясно, что им следовало поступить именно так, ибо это было нужно для их личностного развития. "Ах ты, мерзкая девчонка! — восклицает старуха, когда Рапунцель себя выдает.— Что я слышу? Я считала, что скрыла тебя ото всех, а ты все-таки обманула меня!" Здесь явно выражается стремление колдуньи изолировать Рапунцель от жизни и окружающего мира. Она говорит это совершенно искренне, совершенно не сознавая, какую боль причиняет девушке. Старуха даже раскрывает ей, как именно она хотела удалить ее от людей. Она обвиняет Рапунцель в том, что та хотела ее обмануть и освободиться. Чтобы оправдать свою власть над девушкой, колдунья опирается на общепринятые моральные устои. Она пользуется одним из самых любимых ухищрений ведьм, чтобы ее нельзя было обвинить в том, что на самом деле она строит козни и чинит зло. Конфликт между колдуньей и Рапунцель можно отнести или к негативному влиянию матери на дочь, или к конфликту женщины с ее Тенью, ее ведьмой, которая будет пагубно влиять на ее эмоциональную жизнь, если ее не интегрировать. Но, вовлекая Рапунцель в конфликт, колдунья побуждает девушку вступить в контакт со своей глубинной самостью, со своей эротической феминностью, а следовательно, более основательно осознать свое феминное начало. С другой стороны, ведьма, действуя как негативная материнская фигура, символизирует связь с прошлым, с родной почвой, которая препятствует индивидуальному развитию, например, прибегая к конвенциональной установке. Вместе с тем, воплощая негативную сторону матери, она символизирует ложную установку по отношению к телу и к материальной жизни, которая является основой духовной жизни, но в идеалистическом сознании может оказаться ее противоположностью.
Просмотров: 6147
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • I. ВСТРЕЧИ ЛЮДЕЙ И ВНУТРЕННЯЯ СВЯЗЬ
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь