|
II. Работа со снамиМного лет тому назад, когда я учился в Институте Юнга в Цюрихе, прославленная Тони Вольф (коллега Юнга) все еще работала там с пациентами как аналитик. Вот как раз в вопросе физического воздействия на сны она отличалась особой привередливостью. Она встречала своих пациентов на пороге и, прежде чем они успевали опуститься в кресло, строго спрашивала: "Что вы сделали с тем сном, что вам приснился на прошлой неделе?". Пациентам, которые сделали что-то особенное, что-то конкретное и физическое, ничего не грозило. Но, если они начинали, заикаясь, объяснять, что они немного поразмыслили над своим сном, немного пообсуждали его с кем-то или сделали что-то другое в том же "туманном" духе, она немедленно выпроваживала их из кабинета. Захлопывая за ними дверь, она говорила: "Вернетесь тогда, когда захотите заниматься делом". Все знали, что иметь с ней дело можно только таким образом: работай или беги прочь. У Тони Вольф была идея, что современные люди слишком часто воспринимают свои сны как абстракцию. Если человеку приснился сон, то он должен уведомить об этом все свое тело. Она говорила: "Человек может анализировать свои сны в течение двадцати лет, но все, что у него находится пониже шеи, и подозревать не будет, что вообще происходит! Вы должны что-нибудь сделать. Сделайте что-нибудь своими мускулами!" Нам, на Западе, свойственно все превращать в абстракцию, заменять словами непосредственные физические ощущения. Нам крайне необходимо задействовать наши тела и наши чувства. Мы должны трансформировать наши теории в "плотские" ощущения. Идеи и образы из наших снов должны переместиться в наши эмоции, в наших мышечные ткани, в клетки нашего тела. А для этого требуется физическое действие. Любой физический акт фиксируется на самом глубоком уровне души. Возрождение понимания силы ритуалаЕсли для того, чтобы подобраться к бессознательному, мы должны преодолеть культурные предубеждения, то для того, чтобы воспринять ритуал как необходимую и очень полезную часть человеческой жизни, мы также должны отбросить определенные, вколоченные в нас предубеждения. Некоторые люди автоматически соглашаются с тем, что ритуалы представляют собой всего лишь остатки суеверного прошлого человечества или остатки отживших свое религиозных систем. Термины "ритуал" и "церемония" зачастую пренебрежительно понимаются как "пустая и бессмысленная формальность". Однако в последние годы многие люди заинтересовались шаманизмом, ритуалами коренных жителей Америки и церемониями других племенных цивилизаций. К нам начало возвращаться понимание того, что ритуал является естественным человеческим средством связи с внутренним "я" человека, средством увеличения четкости его религиозных озарений, средством сосредоточения его психологической энергии. Мы начинаем осознавать, что, отбросив ритуалы, которые наши предки считали частью своей повседневной духовной жизни, мы обеднили себя. Юнг предвосхитил возрождение этого понимания несколько десятков лет тому назад, доказав, что ритуал и церемония представляют собой имеющую большое значение дорогу к бессознательному; ритуал - это метод проникновения во внутренний мир, который человечество разработало в ранний период своей истории. Применение ритуала восходит к временам наших доисторических предков. Ритуал, как и способность к сновидениям, дает нам возможность наладить связь между осознающим разумом и бессознательным. Инстинктивное стремление к полному смысла ритуалу живет в нас и сегодня, несмотря на то, что мы утратили понимание его психологической и духовной роли в нашей жизни. Слово "церемония" пришло из латыни, где у него было несколько значений, в том числе и "благоговение" Церемония была манерой поведения человека, испытывавшего благоговение или священный трепет. Строгий порядок церемонии является доказательством того почтения, которое люди когда-то ощущали по отношению к объекту церемонии. Для человеческого существа вполне естественно выражать свое почтение посредством четко спланированной церемонии, используя в высшей степени ритуализированный символический акт как метод осторожного вхождения во внутренний мир. Насколько это применимо к снам? Как только вы начнете физически ощущать ваши сны, вы сразу почувствуете, что за ними кроется огромная энергия и мощный разум. Вы почувствуете, что ваши сны открывают вам те слои вашей души, о которых вы до сих пор ничего не знали, что они задевают настолько важные темы, что начинает меняться все ваше представление о жизни и о ее смысле. В этот момент и возникает потребность узнать о ритуале и его роли в человеческой жизни. Наша религиозная жизнь пробуждается, мы видим перед собой божественный мир, мы нуждаемся в ритуале так же отчаянно, как и наши далекие предки. Нам нужно отправлять ритуал для того, чтобы вызвать энергию сна, не нарушая при этом равновесия нашей повседневной жизни. Нам нужно выражать наше благоговение, восхищение, благодарность, а иногда и наш ужас. Вот для чего наши инстинкты и подарили нам ритуал. В этом смысле мы не отличаемся от наших доисторических предков. Весь мой опыт, как психолога, привел меня к выводу, что чувство почтения необходимо для психологического здоровья. Если в человеке нет почтения, если он не осознает, что в мире существует кто-то или что-то, внушающее священный трепет, то, как правило, это является доказательством чрезмерного разрастания эго, которое полностью отсекло осознающую личность от питающих ее родников бессознательного. По иронии судьбы наша современная цивилизация, в основном, нацелена на то, чтобы уничтожить всякое почтение, всякое уважение к высшим истинам и качествам, которые вселяют в человека священный трепет и потребность в поклонении. Ритуал, в его истинной форме, является одним из наиболее значительных выходов для нашего чувства благоговения и поклонения. Вот почему ритуал непроизвольно стал частью жизни человеческих существ во всех уголках земного шара. Вот почему современные люди, лишенные возможности отправлять осмысленные ритуалы, хронически испытывают ощущение пустоты. У них нет контакта с великими архетипами, питающими нашу душу-жизнь. Если мы посмотрим на ритуал с психологической точки зрения, то сможем сказать, что правильный ритуал - это осознанно совершенный символический поступок. Разные люди разными словами выражают то, что символизируется ритуальными актами. Но высшая форма ритуала обладает следующей характерной особенностью: участники ритуала понимают, что они совершают деяние символического значения, и они осознанно стремятся трансформировать это деяние в активный, динамический символ. Каждое их движение становится символом в движении, который трансформирует энергию внутреннего мира в видимую физическую форму. Осознаем мы это или нет, но, в большинстве своем, наши поступки являются символическими. Однако физический акт только тогда становится возвышенным ритуалом, когда символизм выражается осознанным действием. Наилучший ритуал - это серия физических актов, в которых в сжатой форме выражается связь человека с внутренним миром бессознательного. Роль ритуала в развитии сознания связана с его способностью превращать символическое ощущение в нечто физическое и конкретное. Хотя смысл символов мы часто постигаем посредством нашего ума, наше понимание этого смысла становится неизмеримо глубже и конкретнее, когда мы ощущаем эти символы нашим телом, его органами чувств. Если мы только думаем о символах или разговариваем о них, мы слишком легко утрачиваем ощущение окружающего их качества. Но если мы делаем что-то, чтобы выразить этот символ - задействуем наши тела и эмоции - то символ становится для нас живой реальностью. Он оставляет неизгладимый след в нашем сознании. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|