|
II. Работа со снамиВ наших снах к ним присоединяютсяархетипические герои или героини, святые и мерзавцы. Каждый из них вносит свойвклад в полноту нашего характера, и у каждого из них своя правда. Каждый из нихпредставляет собой нашу собственную, индивидуальную версию универсальных сил,объединяющихся для того, чтобы создать человеческую жизнь. Внутреннее "я" непросто является множественным: Юнг обнаружил, что душа проявляет себя, как"гермафродит", то есть обладает как мужской, так и женской энергиями.Каждому мужчине нужно связать свое "мужское" эго с той стороной своейдуши, которую бессознательное рассматривает как его "женскую"сторону. Женское эго каждой женщины нуждается в соединении с символически"мужской" стороной ее полного "я". Душа непроизвольно делит себя напары противоположностей. Все существующие внутри нас архетипические энергииявляются осознающему разуму в виде дополняющих друг друга пар: "инь"и "ян", мужское и женское, темное и светлое, положительное иотрицательное. Одна часть меня живет в осознающем разуме, а другая часть -качество, которое дополняет общую картину - скрыта в бессознательном.Неосознанное постоянно использует женско-мужскую дихотомию как символвзаимодействия внутренних сил, которые должны уравновешивать и дополнять другдруга. Они могут казаться враждебными противоположностями, смертельнымиврагами, и, тем не менее, им суждено образовывать единство, ибо онипредставляют собой два крана, из которых течет один поток энергии. Фигуры противоположного полачасто появляются в наших снах для того, чтобы символизировать энергетическиесистемы, дальше всего находящиеся от это, от осознающего разума сновидящего,глубоко спрятанные в его бессознательном. Конкретная женщина или конкретныймужчина не могут предвидеть, какая именно их внутренняя часть будет представленаобразом противоположного пола. Все это очень индивидуально, и, тем не менее,имеются определенные обстоятельства, общие схемы, которые полезно знать. Наша цивилизация традиционноидентифицировала мужчин с мыслителями и организаторами, с героями и созидателями. Потому бессознательное часто выбирает женскую фигуру, чтобы представитьэмоциональную природу мужчины, его способность испытывать высокие чувства иценить красоту (качества, связанные между собою посредством любви). Этиспособности у многих мужчин, в большинстве своем, пребывают на уровнебессознательного. Их появление в женском образе в снах мужчины сигнализирует онеобходимости поднять их на уровень его сознания, расширить узкие горизонты"мужской" жизни эго. У многих женщин структура эгоотождествляется, по большей части, с нежными чувствами, родственными связями иматеринской опекой - качествами, которые традиционно считаются"женскими" Женская сторона души также рациональна, но она применяетлогику чувств, - рациональный процесс, основанный на улавливании тонкихразличий между разными качествами. Она знает, что делает мужская сторона,благодаря ощущению целого, а не его анализу. Поэтому в женских снахчасто появляются мужские фигуры, представляющие другую сторону души: логикумышления, знание - посредством анализа и дифференциации, способностьклассифицировать и организовывать, соревновательность, волю к власти. Женщинаможет обнаружить, что многие принципы ее мировоззрения типа ее представлений орелигии, философии и политике, будут порождены той стороной ее души, котораяпредставлена мужскими фигурами. Наиболее важным аспектомгермафродитной души является "душа-образ". В каждом мужчине и каждойженщине живет внутреннее существо, основной функцией которого в душе являетсяработа психопомпа* - того, кто ведет эго во внутренний мир, того, ктослужит посредником между бессознательным и эго. *"Психопомп" по-древнегречески означает "проводник душ в загробный мир". Прим. пер. Юнг осознал существованиедуши-образа, когда почувствовал присутствие внутри себя женского существа,которое тянуло его к бессознательному и воплощало ту часть его "я",которая жила в царстве снов и воображения. Когда в его снах возникла женщина,он обнаружил, что она является мифическим, волшебным и полубожественнымсозданием. Подобно Беатриче из "Божественной Комедии" Данте, она былаего проводником во внутренний мир бессознательного. Юнг обнаружил присутствиетой же самой архетипической женщины внутри и других мужчин. Он также отметилналичие соответствующей мужской души-образа в снах и жизни других женщин. Юнг догадался, что это внутреннеелицо соответствует традиционной религиозной концепции души как внутренней частичеловека, которая связывает его с духовным царством и ведет его к Богу, ипотому он назвал женскую душу-образ в мужчинах anima, а мужскую душу-образ в женщинах animus. Anima и animus по латыни означают душа. Очень важно знать о существованиидуш-образов. Они регулярно появляются в наших снах и играют огромную роль внашем развитии как личности. Они воздействуют на ход всей нашей жизни.
Душа-образ, являющаяся и нашейвнутренней энергией, и мощным символом, представляет собой могучую силу, скоторой следует считаться. Данное нам от рождения стремление к единству исмыслу, стремление свести воедино противоположные части нашего "я",стремление попасть в бессознательное и исследовать внутренний мир, испытатьрелигиозные ощущения, сконцентрировано в этих внутренних существах, которыеявляются посредниками между нашим эго и огромным бессознательным. Если в нашейвнутренней работе мы не взаимодействуем с anima или animus, мы неизбежно спроецируем их в тусферу нашей жизни, где им не место. Например, мужчина можетспроецировать свою anima на свою работу и стать в этом смысле"одержимым", превратив работу в уродливый религиозный культ. Женщинаможет спроецировать свою animus на реального мужчину и влюбиться не столько в конкретноечеловеческое существо, сколько в душу-образ, которую она на него спроецировала.В основе всех романтических фантазий, которые так часто разрушают обычную человеческуюлюбовь, лежит проекция мужской anima на женщину, или женской animus на реального мужчину. Такимобразом, люди пытаются дополнить себя другим человеческим существом, пытаютсяпоместить свое нереализованное бессознательное в жизнь другого человека, накоторого они спроецировали свои романтические представления. Во введении я говорил о процессеиндивидуации. Как вы уже знаете, индивидуация - это движение в направленииосознания полного внутреннего "я" Используя наши сны как модели, мыможем видеть, что индивидуация состоит также и в том, чтобы посредством синтезапривносить в нас различные внутренние личности. Индивидуация - это не толькоосознание существования этих внутренних энергетических систем, но и сведение ихв единое целое. Конечный продукт этой эволюциипредставляет собой нечто, что мы можем интуитивно почувствовать, ощутить иописать, даже еще им не обладая - это чувство целостности, завершенности.Целостность нашего полного существа и наше осознание качества целостностивыражены в архетипе. Юнг назвал этот архетип "Я". "Я" - это принципинтеграции. "Я" - это также и целое - весь человек. Когда символ"я" появляется во сне, он представляет собой не только наше полноесущество, но также и нашу потенциальную способность к высшему сознанию - осознаниеединства в себе и в космосе. Сны постоянно отражают процессиндивидуации и движение эго в направлении "я". В большинстве снов мывидим непосредственные житейские ситуации местного значения. И в то же самоевремя, если вы соберете все сны вместе и составите из них общую картину, то выобнаружите, что каждый из них отражает прохождение определенного участка пути,ведущего к "я". "Я" имеет характерныесимволы: круг, "мандала" (круг, разделенный на четыре части). Квадрати ромб являются абстрактными фигурами, выражающими архетипическое"я". "Я" присутствует вовсех "четвертичных снах". Так называются сны, в которых участвуютчетыре персонажа, и сны, которые тем или иным способом делают ударение на числе"четыре" Юнг обнаружил, что числа являются архетипическими символами.Начиная с древнейших времен, число "четыре" во всех религиях являлосьсимволом целостности космоса или завершенности духовной эволюции. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|