Й. Кауфман "Аналитическая психотерапия"

(*)

Глава из книги Современная психотерапия, которая в ближайшее время выйдет в свет в издательстве "Институт общегуманитарных исследований"

Й. Кауфман, аналитический психолог, Нью-Йорк
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 Аналитическая психотерапия - это попытка создания через символический подход диалектической взаимосвязи между сознательным и бессознательным. Психика рассматривается как система саморегуляции, чье функционирование - есть изнутри направляемое движение к жизни со все более полным осознанием. В психотерапии диалог разворачивается между сознательным состоянием анализанда и его личным и коллективным бессознательным. Это становится возможным благодаря таким проявлениям бессознательного как сновидения, фантазии и т.п.

Основополагающие концепции

Последнее тысячелетие в западной культуре может быть охарактеризовано как период возрастания рациональности. В попытке достичь господства над природой и судьбой, человечество пыталось отбросить фантазии, суеверия и полеты воображения, заменив их более объективной картиной мира. Возникший в результате взгляд на мир породил технологию и научное знание, которые принесли материальный комфорт. То, что этот подход постепенно перевесит все другие, было неизбежным. Вкладом Фрейда в развитие цивилизации послужила его мысль о том, что рациональность и сознание представляют собой лишь один аспект тотальности человеческого опыта, и постулирование другой реальности психики, а именно, бессознательного. Это основное предположение Юнг разделяет с Фрейдом. Ни один из них не собирался уменьшать ценность сознания. Определенно, главная цель как в жизни, так и в ходе анализа - стать более сознающим, достичь большего осознания. Но сознание - это лишь маленькая лодка в широком море бессознательного. Нам приходится смотреть в лицо неприятному факту, что мы не являемся хозяевами в своем доме. Скорее на нас влияют силы и источники энергии, которые действуют через нас, нежели мы управляем ими. Эти бессознательные силы Юнг рассматривал одновременно и как деструктивные, и как творческие, опасными же они становятся тогда, когда они игнорируются и оказываются незамеченными. Бессознательное - это не просто хранилище того, что было вытеснено в ходе развития индивида, оно также содержит в себе источники творчества, и источники руководства и смысла.

Структурно, бессознательное и сознательное образуют две подсистемы психики. Они обе компенсируют одна другую; чем больше крен в одной системе, тем явственней проявляется ее противоположность в другой системе. Так, молодому человеку, очень сильно погруженному в религиозные и духовные вопросы, снится: "Голос сказал мне, "путь к Христу лежит через гениталии" .

Очевидно, крайне односторонняя погруженность в духовные проблемы происходит за счет инстинктивных аспектов жизни, и об этом сновидцу намекают здесь самым явным образом. И наоборот, если инстинктивной стороне придается чрезмерное значение, через бессознательное, вполне вероятно, может проявиться духовное измерение.

Юнг постулировал вдобавок к обычным инстинктам секса, агрессии, голода, и жажды, инстинкт к индивидуации. Юнг полагал, что внутри нас действует автономная сила, которая настойчиво подталкивает нас к достижению целостности (не совершенства!), во многом подобная физиологической силе, которая руководит нашим физическим развитием. Эта сила постоянно пытается направить нас на процесс осуществления нашей подлинной самости, на обретения как результат этого целостности и особого смысла в жизни. Любое наше поведение мотивировано как сознательно, так и бессознательно. Отчасти мы действуем исходя из причин, которые осознаем, отчасти, под влиянием неосознаваемых истоков. Поэтому человеку следует исследовать бессознательные мотивы того, как мы себя ведем, как мы общаемся, занимаемся любовью, и так далее. Один из наиболее плодотворных путей понимания бессознательного индивида заключается в исследовании его сновидений. Юнг постулировал, что сновидение предназначено для передачи из бессознательного послания сознательной части личности сновидца. Это послание выражается не повседневным языком, а скрытым. Чтобы приподнять вуаль этой тайны, сновидение должно быть истолковано или переведено. В аналитической психологии толкованию сновидений придается громадное значение. Процесс толкования сновидений - основа анализа личности.

Для современного рационалиста, все это может казаться нелепым и туманным. Для других цивилизаций, эти идеи являются само собой разумеющимися, очевидным аспектом жизни. Индеец Наскапи, например, носит внутри себя, в своем сердце, внутреннего спутника, которого он называет Великим человеком, который бессмертен, общаясь с которым следует быть абсолютно честным. Он контактирует с ним через сновидения и внутренние голоса. Жизнь рассматривается им как все более углубляющаяся коммуникация с этим внутренним спутником.

Этот взгляд исходит из того, что бессознательное обладает собственным существованием, не сводимым к другим способам психической активности, таким как сексуальность, межличностные взаимоотношения, или стремление к власти, которые хотя играют важную роль в развитии личности, но не являются основополагающими. Они составляют лишь часть целого. Руководящее и направляющее качество, приписываемое бессознательному, подразумевает телеологический аспект. Прошлое в большой степени определяет настоящее, однако, прежде всего наши действия направляются взглядом в будущее: мы действуем не только из-за (прошлого), но и ради (будущего).

Бессознательное - это кладовая нашей энергии, психическая сфера, внутри которой становятся возможны трансформации и метаморфозы. Человек может принять решение отказаться от навязчивого действия, но это не помогает; безотносительно от того, сколь твердо его решение, навязчивость возникает вновь. Возьмем для примера случай молодого человека, который храбро борется с потенциально психотическим процессом. У него имеют место психотические эпизоды паранойяльной природы. Он начинает лечение у компетентного терапевта, который помогает пациенту приспособиться к его реальности. Однако пациент все еще не чувствует себя полностью понятым и все еще ощущает угрозу психоза. Затем он начинает аналитическую терапию и становится ясно, что предшествующая терапия не достигла его бессознательного. Он рассказывает следующее периодически повторяющееся сновидение из своего детства:

Я стою один на берегу, глядя на Тихий океан. Океан поднимает громадные волны, которые идут одна за другой и накрывают меня.

Клиническая картина ясна: Его эго грозит вторжение со стороны бессознательного. Возможность психотического процесса весьма велика. После нескольких месяцев анализа, в которых уделялось пристальное внимание бессознательному материалу, пациенту снится:

Я нахожусь на пляже в Акапулько. Вокруг меня много людей, которые весело проводят время. Я чувствую, как вздымаются океанские волны, но знаю, что они меня не достигнут; я очень явственно чувствую границу между океаном и пляжем.

С Акапулько у пациента связано представление о популярном курорте, куда все приезжают отдыхать. Это сновидение свидетельствует о возможности трансформации. Все еще ощущается волнение океана, но пациент (сновидческое эго (dream-ego) в юнгианской терминологии) чувствует себя в большей безопасности. Следует отметить трансформацию его прежнего чувства одиночества и изолированности (выраженного в сновидении из его детства), представленную в данном сновидении, где он испытывает чувство принадлежности. Позднее он рассказал следующее сновидение.

Я в круизе. Наш корабль находимся посередине океана. Опускается настил и нас приглашают плавать. Вода чудесной голубизны и прозрачности. Сперва я слегка встревожен, однако прыгаю в воду и плыву, а затем невредимым возвращаюсь на корабль.

Пациент спонтанно добавил, что всегда считал себя пограничным случаем, но теперь чувствует, что пересек границу; чувствует себя нормальным, прочно стоящим на земле и полным энергии. В его жизни продолжали происходить многие изменения. Он смог завершить некоторые важные задачи и был назначен на ответственную и хорошо оплачиваемую должность.

Каков язык коммуникации между сознательным и бессознательным? Бессознательное прямо не доступно сознанию. По-видимому, единственным способом сообщения является символ. Символы являются попытками выразить нечто, по сути необъяснимое, но тем не менее существующее. Можно обладать самым полным пониманием креста как символа, но сам крест, появляющийся в сновидении, передает сновидцу глубинный смысл, непередаваемый рациональными терминами. Базисный принцип юнгианской терапии состоит в том, что любая продукция бессознательного являются символической и может рассматриваться как руководящее послание. Таким образом, симптомы, да и сам невроз не только свидетельствуют о неправильном функционировании психики и лежащем в его основании конфликте, но и указывают путь выхода, через понимание их символического значения. Если мужчина обнаруживает, что его постоянно привлекают покалеченные женщины, он может из этого заключить, что "его собственная внутренняя женщина", его женская сторона, возможно изуродована и искалечена. Это осознание может стать началом исцеления данной области.

Каков источник власти бессознательного? Юнг пришел к заключению, что та часть бессознательного, которая является прямым результатом особой жизненной ситуации индивида, представляет собой лишь малую, хотя и важную часть более крупной совокупности, которую он назвал коллективным бессознательным. Первую часть он назвал индивидуальным уровнем бессознательного, вторую - коллективным (или трансперсональным) уровнем. Под этим подразумевалось, что все люди, с древнейших времен до наших дней, и в предвидимом будущем, разделяют одни и те же унаследованные предрасположенности к психическому функционированию.

Просмотров: 5503
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь