|
4. ЛУНА
а. Значение Луны
154 Итак, мы увидели, что Луна является отражением Солнца — она влажная168, холодная, дающая слабый свет или темная, женственная, материальная, пассивная. Соответственно, ее наиболее значительной ролью является роль партнера по coniunctio. Будучи женским божеством, она излучает мягкий свет; она -- возлюбленная. Плиний называет ее "женственной и нежной звездой". Она — сестра и невеста, или мать и невеста солнца169, g качестве иллюстрации к отношениям солнца и луны алхиимики часто использовали Песнь Песней170; в Aurora Consurgens эти отношения определяются, как "беседа двух возлюбленных"171. В Афинах день новой луны считался благоприятным для заключения брака, а у арабов до сих пор сохранился обычай жениться именно в этот день; солнце и луна — это партнеры по браку, заключающие друг друга в объятия на двадцать восьмой день месяца172. В соответствии с этими древними представлениями луна является сосудом солнца: она — это вместилище вселенной * Тень солнца (лат.) — Прим. ред. и, особенно, солнца173; ее еще называли "infundibulum terrae" (воронкой земли), поскольку она "пропускает сквозь себя"174 силу небес. Опять же считается, что "влага луны" (lunaris humor) впитывает солнечный свет175, или что Луна приближается к солнцу, чтобы "извлечь из него, как из источника, форму вселенной и жизнь природы"176; она также приводит к зачатию "всемирного солнечного зерна" в квинтэссенции, в "животе и утробе природы"177. В этом смысле имеет место определенная аналогия между луной и землей, о чем говорили Плутарх и Макробий178. В Aurora Consurgens сказано, что "земля сотворила луну"178а, и здесь мы должны вспомнить, что Луна также символизирует серебро. Но рассуждения алхимиков о луне настолько запутанны, что с таким же успехом можно сказать, что серебро представляет собой еще один синоним или символ таинственной субстанции "Луна". Но даже и в этом случае только что приведенная цитата может быть указанием на предполагаемый путь формирования в земле руды: земля "получает" силу звезд и солнце создает в ней золото и т. п. Вот поэтому в Aurora Consurgens земля уравнивается с невестой: "Я есть эта святая обетованная земля"179; так или иначе, но земля является тем местом, на котором происходит заключение божественного брака181. Земля и луна совпадают в albedo, ибо, с одной стороны, сублимированная или сожженная дотла земля возникает, как terra alba foliata, "желанная и праведная, как белейший снег"181, а с другой стороны Луна, как хозяйка albe-do182, является femina alba coniuctio 183 и "посредницей при отбеливании "184. Как уже говорилось, лунная сера имеет белый цвет. Plenilunium (полная луна) похоже имеет особое значение: Когда Луна светит в полную силу, "бешеная собака", опасность, угрожающая божественному ребенку185, прогоняется прочь. У Сениора полная луна представляет собой таинственную субстанцию. 155 В древней традиции Луна является дарителем влаги и господином водного знака Рака. Майер говорит, что umbra solis не может быть разрушена, если солнце не войдет в знак Рака, но этот Рак является "домом Луны, а Луна является повелителем влаги"186 (соков плодов, растений и т. п.). В Aurora Consurgens II сказано, что она сама является водой187, "щедрой кормилицей-росой"188. Рахнер в своей "Mysterium Lunae" показывает, насколько активно отцы церкви использовали аллегорию лунной росы при толковании благодати в церковных священных книгах. И снова символизм отцов церкви оказал очень сильное воздействие на аллегории алхимиков. Луна выделяет росу или сок жизни. "Эта Луна есть сок воды жизни, которая скрыта в Меркурии"189. Даже греческие алхимики предполагали, что в луне содержался определенный принцип (??? ??? ??????? ??????), который Хрис-тианос190 называет "ихором философов" (?? ???? ??? ?????????)191. Связь луны с солнцем, которой в античности уделялось очень большое внимание192, прослеживается и в алхимии, хотя и с несколько иным звучанием. Как правило речь идет о том, что роса приходит с луны, но также и о том, что луна является aqua mirifica*193, которая извлекает души из тел или дает телам жизнь и душу. Вместе с Меркурием Луна брызгает своей влагой на расчлененного дракона и снова вызывает его к жизни, "дав ему возможность жить, ходить, бегать и менять свой цвет в соответствии с природой крови"194. Как омывающая вода, роса падает с небес, очищает тело и подготавливает его к приему души195; иными словами, она создает albedo, белое состояние невинности, которое, подобно луне и невесте, ожидает жениха. 156 Поскольку многие алхимики были врачами, то взгляды Галена наверняка повлияли на их идеи о луне и ее воздействии. Гален называет Луну "государем", который "справедливо управляет этим земным царством, превосходя другие планеты не в силе, но в близости". Он также возлагает на луну ответственность за физические изменения в здоровье и считает, что ее аспекты имеют решающее значение в диагностике. 157 Вековая вера в то, что луна способствует росту растений, привела алхимиков не только к заявлениям такого же рода, но и к забавной идее, что луна сама является растением. Так в Rosarium Солнце называется "большим животным", а Луна — "растением" 196 На алхимических картинах часто изображались солнечно-лунные деревья197. В "Super arborem Aristotelis", "круг луны" принимает форму аиста и садится на волшебное дерево у могилы Гермеса198. Гален199 объясняет arbor philosophica следующим образом: "Существует некое растение, называющееся Лунатика или Берисса200, корни которого содержат земные металлы, у него красный с черными прожилками стебель, а цветы напоминают цветы душицы; их тридцать и это количество соответствует продолжительности лунного периода (прибывание-убывание). Цветы эти желтого цвета"201. Лунатика называлась еще Лунарией, и * Удивительной водой (лат.) — Прим. ред. ее цветам Дорн приписывал волшебную силу202. Кунрат пишет: "Из этого маленького соленого источника вырастает также дерево солнца и луны, красно-белое коралловое дерево нашего моря", которое и является этой самой Лунарией и "соль" которого называется "Luna Philosophorum et dulcedo sapientum" (сладость мудрецов)203 В "Allegoriae super librum Turbae" лунное растение описывается следующим образом: "В лунном море204 имеется растение-губка, обладающее кровью и сознанием [sensum]205 и напоминающее дерево, пустившее свои корни в море и не двигающееся с места. Если ты хочешь завладеть этим растением, то возьми с собой серп, чтобы срезать его, но хорошенько постарайся не допустить того, чтобы из него вытекла его кровь, ибо она есть яд Философов"206. 158 Из всего этого следует, что лунное растение является разновидностью мандрагоры и не имеет ничего общего с ботанической Лунарией (лунником). В травнике Табернамонтана, в который старательно занесены все магически-медицинские свойства растений, ничего не говорится об алхимической Лунатике или Лунарии. С другой стороны, нет никаких сомнений в том, что Лунатика тесно связана с "морским деревом", о котором говорили арабские алхимики207, и, стало быть, с arbor philosophica208 и которая, в свою очередь, аналогична каббалистическому дереву Сефирота209 и дереву христианского мистицизма210 и индуистской философии211. 159 Замечание Руланда о том, что губка "обладает пониманием" (см. пр. 205), и Кунрата о том, что сок Лунарии является "сладостью мудрецов", указывают на ту общую идею, что у луны есть некая таинственная связь с человеческим разумом212. Алхимикам было что сказать по этому поводу и это тем более интересно, поскольку мы знаем, что луна является излюбленным символом определенных аспектов бессознательного — хотя и (разумеется только) мужского. У женщины бессознательному соответствует солнце, а луна — сознанию. Это объясняется противоположностью половых архетипов в бессознательном: анима — в мужском, анимус — в женском. 160 В гностицизме Симона Мага, Елена (Селена) — это ????? ??????213, "мудрая"214 и "??????? "215. Последнее определение встречается также и у Ипполита: "Ибо сама Эпиноя жила в то время в Елене"216. В своем 'А??????? ?????? ("Великом Объяснении") Симон пишет: От всех Эонов ответвляются два побега, у которых нет ни начала, ни конца; у них общий корень, и этим корнем является определенная Сила [???????], невидимое и непостижимое Молчание [????]. Один из них находится наверху и является великой силой, всеобщим разумом [???? ??? ????], который управляет всеми вещами и является мужчиной; второй располагается внизу и является великой Мыслью [??????? ??????] женщиной, рождающей все вещи. Располагаясь друг напротив друга, они спариваются, в результате чего в пространстве между ними возникает непостижимый Воздух, не имеющий ни начала, ни конца; но в нем находится Отец, который заботится обо всем, что имеет начало и конец. Это он, который был, есть и будет, женско-мужская Сила, напоминающая вечную беспредельную Силу, у которой нет ни начала, ни конца и которая пребывает в одиночестве ???????? 217 161 Этот отрывок очень примечательный и сразу по нескольким причинам. В нем описывается coniuctio Solis et Lunae, которое Симон, похоже, в своей собственной жизни ассоциирует с Еленой, блудницей из Тира, игравшей роль Иштар. В результате спаривания с soror или filia mystica на свет появилась женско-мужская рпеита, названная довольно любопытно — "Воздух". Поскольку под рпеита, как и под духом, изначально понимался воздух в движении, то это определение звучит архаически или намеренно физически. Однако, абсолютно ясно, что слово "воздух" обозначает здесь духовный аспект рпеита, поскольку родители носят имена — vouq, evvoia, ETuvoia — которые обладают абстрактным характером и потому .относятся к духовной сфере. Из этих трех имен наиболее общую концепцию представляет собой Нус, и во времена Симона его без всякого разбора использовали в связи с рпеита. Еннойя и Эпинойя не означают ничего такого, что не могло почти с таким же успехом обозначаться, как Нус; от последнего они отличаются только некоторыми особенностями характера, подчеркивая более специфическое содержимое всеобъемлющего термина Нус. Кроме того, оба эти названия относятся к требуемому в этом контексте женскому полу, в то время, как Нус относится к мужскому полу. Вся эта троица указывает на базовое сходство компонентов сизигии и ее "духовную" природу. 162 Любой знакомый с алхимией человек будет поражен сходством между взглядами Симона и следующим отрывком из "Tabula smaragdina": И поскольку все вещи были порождены Единственным, посредством медитации Единственного, то все вещи произошли от этой одной вещи посредством приспособления218. Ее отцом является Солнце, ее матерью — Луна; ветер носил ее в своей утробе219. Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|