Карл Густав Юнг "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИГУРЫ КОРЫ"

      Образ Деметры и Коры в его тройном аспекте — в виде девушки, матери и Гекаты — не только не является чем-то неизвестным в психологии бессознательного, но даже составляет практическую проблему. «Кора» имеет психологический эквивалент в тех типах, которые я, с одной стороны, обозначал ранее как Самость, или как верховная личность, и с другой стороны, как Анима. Для того чтобы растолковать эти фигуры, не полагая их в качестве известных, я должен предпослать некоторые замечания общего характера.

      Психологу, как и мифологу, приходится сталкиваться с одними и теми же затруднениями, когда его вопрошают и предлагают дать что-то вроде точной дефиниции или однозначных и кратких сведений. Наглядным, отчетливым и непревратным является только сам образ, каким он представляется в своем обычном контексте. В такой форме он говорит о себе все, что в нем заключено. Однако, как только пытаются абстрагировать «собственную сущность» этого образа, он тут же становится невнятным и в конце концов растворяется в тумане. Для того чтобы понять его жизненную функцию, следует оставить этот образ как он есть в качестве живой сущности в его комплексности; исследовать его нужно не естественнонаучно как анатомию мертвого тела и не исторически как археологию его руин. Вместе с тем я нисколько не опровергаю правомерность этих методов, если они применяются там, где это является осмысленным.

      При чудовищной комплексности психических явлений представляется несомненным, что только чисто феноменологическая точка зрения — и еще надолго — единственно возможна, и только она одна сулит успех. «Откуда» все взялось и «что» это такое — вопросы, которые именно в психологической области зачастую вызывают несвоевременные попытки толкования Ведь такие спекуляции покоятся скорее на бессознательных мировоззренческих предпосылках, чем на природе самих феноменов. Область психических явлений, которые побуждаются бессознательными психическими процессами, настолько богата и многогранна, что я предпочитаю описывать нечто данное и наблюдаемое и, если возможно, классифицировать все это, т. е. соподчинять определенным типам. Это — естественнонаучная методика, которая применяется повсеместно, где речь идет о разнообразном и еще несоподчиненном материале. Могут быть сомнения, насколько полезно и целесообразно применять сами эти категории, или типы, которые были использованы для упорядочения, однако правомерность применяемой методики не вызывает сомнения.

      Так как я в течение десятилетий наблюдал и исследовал продукты бессознательного в самом широком смысле, а именно: сновидения, фантазии, видения и бредовые идеи, то я не мог не признать, что существуют определенные закономерности, т. е. типы. Существуют типы ситуаций и такие же типы фигур, которые все время повторяются и сообразуются со смыслом. Поэтому я пользовался также понятием мотива, чтобы обозначить эти повторения. Так, к примеру, существуют не только типичные сновидения, но и типичные мотивы в сновидениях. Это могут быть, так сказать, ситуации или фигуры. Среди последних имеются человеческие образы, которые могут быть расположены в ряд согласно типам. Самыми главными из предложенных мною[1] являются: Тень, Старик, Ребенок (включая юного героя), Мать («прамать» и «земная мать») в качестве верховной личности («демоническая» и потому главенствующая, надстоящая) и соответствующая ей противоположность — девушка, затем Анима у мужчины и Анимус у женщины. Естественно, вместе с названными типами упомянуты далеко не все на этот счет статистические закономерности. Интересующий нас здесь образ Коры, если он наблюдается как данность у мужчины, принадлежит к типу «Анимы»; если у женщины, то к типу «верховной личности». Существенным своеобразием психических фигур служит то, что они являются сдвоенными, или по крайней мере способны к удвоению; во всех случаях они биполярны и колеблются между позитивным и негативным значениями. Так, «верховная личность» может проявиться в уничижительно-уродливом виде, как, например, Мефистофель (который, однако же, как личность по сути намного более положительный, чем пустой и рассеянный честолюбец Фауст); другой негативный облик — это мальчик-с-пальчик, или дурачок-простофиля в сказках. В случае женщин фигура, соответствующая Коре, как правило, двойная фигура, а именно — мать и девушка, т. е. она появляется то как одна, то как другая. Из этого факта я, к примеру, сделал вывод, что при возникновении мифа Деметры-Коры женское влияние, скорее всего, потому так сильно взяло верх и одолело мужское, что последнему не придавалось никакого значения. Роль мужчины в мифе о Деметре сведена всего лишь к роли похитителя или насильника.

      Если мы наблюдаем женщин в практике, то фигура Коры выступает как неизвестная юная девушка, нередко как Гретхен или как незамужняя мать[2]. Встречаются самые невообразимые варианты танцовщиц, при разработке образа зачастую прибегают к заимствованиям из классики: тогда-то и появляется девушка как необузданная корибантина, вакханка или нимфа. Совсем не редким является перерождение в русалку, сверхнатуру которой выдает ее рыбий хвост. Случается, что фигура Коры, как и фигура матери, скатывается вообще в животное царство, где самыми излюбленными представительницами являются кошка, змея, медведь или какой-нибудь другой мрачный монстр из преисподней, например, крокодил или какая-нибудь иная ящероподобная или похожая на саламандру сущность[3]. Из-за своей беспомощности молодая девушка подвергается всем мыслимым и немыслимым опасностям, например, ее может проглотить чудовище или ее могут — согласно ритуалу — отдать на заклание как жертвенное животное. Часто это кровавые, жестокие и даже скабрезные оргии, жертвой которых становится совершенно невинное дитя. Порою речь идет о настоящей некий, спуске в тартарары и о поисках «трудно достижимой драгоценности», что иногда сопряжено с ритуальными сексуальными оргиями или жертвами менструальной крови при луне. «Земная мать» совершает такие пытки и скабрезные действия, что только диву даешься. Имеют место испитие крови, купания в крови[4], а также распятия на кресте. Фигура девушки, которую мы можем наблюдать на практике сегодня, разительно отличается от смутно-неопределенной и напоминающей цветок Коры, поскольку современная фигура резче очерчена и помимо всего прочего не так «бессознательна», о чем свидетельствуют нижеследующие примеры.

      Фигуры, соответствующие Деметре и Коре, — это образы матери, превосходящие по могуществу и превышающие человеческие размеры, они простираются от типа Пьеты до типа Баубо. Бессознательное женщины, компенсирующее ее — как принято говорить — простодушие, обнаруживает себя именно по женской линии как очень изобретательное и находчивое. Я припоминаю совсем немного случаев, когда имел место прорыв рафинированного и непорочного образа, свойственного Деметре, в той формовке, которая спонтанно подымается из бессознательного. Я вспоминаю один случай, когда появилась девственная богиня, одетая в белоснежно-белое, однако она держала в руке черную обезьяну. «Земная мать» всегда является подземной; иногда она имеет отношение к луне — или посредством уже упомянутой кровавой жертвы, или жертвы ребенком, или она убрана и украшена полумесяцем[5]. Когда ее изображают на рисунке или в пластической форме, то она — темная, почти что черная «мать» или красная (последние — ее основные цвета), у нее примитивное, вплоть до звериного выражение лица, ее облик нередко смахивает на неолитский идеал Венеры из Брассемпои или же из Виллендорфа, или на фигуру спящей женщины из Хал Сафлини. Самыми разнообразными способами обнаруживается также многогрудость, иногда расположение грудей у нее такое же, как у свиньи. «Земная мать» играет значительную роль в бессознательном женщины, и потому все ее проявления характеризуются как «могущественные». Это обстоятельство указывает на то, что в подобных случаях «фактор Земной матери» является аномально слабым в сознании и пoтому нуждается в усилении.

Просмотров: 7072
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 11. Животворная Природа-Мать
  • 12. Исцеляющая природа-мать
  • 15. Великая мать в наше время
  • 2. Архетип матери
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Яд ужасной матери
  • IV. ВНУТРЕННЯЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ: РЕАЛЬНОСТЬ АНИМЫ И РЕЛИГИЯ
  • V. Символы матери и возрождения
  • VI. Борьба за освобождение от матери
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Г л а в а 7 Тень, анима и анимус в волшебных сказках
  • Галина Бедненко "Анима аналитической психологии"
  • Глава 1 ВОЙ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ДИКОЙ ЖЕНЩИНЫ
  • Глава 10. Персефона: девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка
  • Глава 12 Афродита: богиня любви и красоты, творческая женщина и любовница
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 5 ОХОТА: КОГДА СЕРДЦЕ- ОДИНОКИЙ ОХОТНИК
  • Глава 6. Гестия: богиня домашнего очага и храма, мудрая женщина и незамужняя тетушка
  • Глава 9 Деметра: богиня плодородия и земледелия, воспитательница и мать
  • Глава 9 ЧУВСТВО ДОМА: ВОЗВРАТ К СЕБЕ
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Роберт Алекс Джонсон. Сновидения и фантазии Анализ и использование.
  • Сибилл Биркхойзер-Оэри "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Элио Дж. Фраттароли. Я и моя анима: сквозь темное стекло на границе между юнгианством и фрейдизмом
  • Эмма Юнг "АНИМУС И АНИМА"
  • Эрих Нойманн "Леонардо Да Винчи и архетип матери"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь