12. Исцеляющая природа-мать

Свойство Природы-Матери сохранять и продлевать жизнь — результат действия закона любви в глубочайшем смысле этого слова. Именно поэтому в мифологии Великая Мать всегда имеет прямое отношение к богине любви: не только в смысле пагубной страсти, но и в смысле достижения целостности. Мать находится в поиске тех, кто способен к настоящим взаимоотношениям. Скорее всего она сознает, что без них она не сможет довести до конца свою самую важную работу, направленную на достижение целостности.
Основным принципом материнского начала, т. е. бессознательного, является Эрос, символ соединения. Он не только соединяет человека с другими людьми, но и связывает его с самим собой. Когда человек знает, что в другом он может найти неопознанную часть своей собственной психики, то отношения с этим другим могут привести к созданию единого целого. В глубине бессознательного нет, однако, разделения на Я и Другой. Другие являются частью моего Я, а Я — частью Других, а вместе мы составляем одно целое. Я делаю то, что делают и они, и вместе мы несем за это ответственность, ибо в бессознательном мышлении нет объектных отношений, и этим его деятельность отличается от работы сознания.
Мать часто представлена образом печи, в пламени которой человек либо сгорает, либо трансформируется, и смысл этого события зависит от его установки по отношению к бессознательному. Любовь может помешать человеку найти путь к себе, но вместе с тем она может исцелять и давать ощущение целостности. Соприкосновение с бессознательным может освободить нас от невыносимого чувства одиночества, так как мать, которой присуще эротическое начало, может устранить существующее отчуждение между внешним и внутренним миром. Она снимает различие между объектом и субъектом, а также между сознанием и бессознательным.
Следующая сказка повествует о том, как жить в мире, а не в борьбе.

Вечнозеленая Бабушка

Краткое содержание
Двое детей пошли в лес собирать землянику для своей больной матери, у нее очень болело сердце, и ей хотелось полакомиться этими ягодами.
В лесной чаще детям встретилась пожилая женщина, одетая во все зеленое, которая попросила у них земляники, которую они набрали. Они отдали женщине землянику и стали искать, где бы еще набрать ягод для больной матери, как вдруг Вечнозеленая Бабушка вернула им ягоды, которые они ей подарили. Кроме того, она дала им два цветка: белый и синий, которые никогда не вяли. А еще она сказала, что дети не должны ссориться, и попросила их каждый день поливать эти цветы.
«Как только мать положила в рот первые ягоды земляники,— продолжается сказка,— она сразу выздоровела, и это сделала Вечнозеленая Бабушка.
Дети стали каждое утро поливать цветы, и как только видели, какие они «свежие и красивые», они сразу вспоминали о предупреждении пожилой женщины. Но как-то вечером дети поссорились и легли спать, не помирившись, а на следующее утро цветы почернели и не распустили свои белые и синие лепестки, пока дети не пролили на них много слез.
После этого они уже никогда не ссорились. «Поэтому цветы стали их главным сокровищем и напоминали о любви Вечнозеленой Бабушки до самого конца их жизни».
На первый взгляд, эта сказка похожа на сентиментальное детское нравоучение. Но чтобы обнаружить мысли, скрытые в глубине этого повествования, следует прочитать сказку более внимательно. Как и в сказке «Сладкая каша», здесь есть два материнских персонажа. Первый — родная мать, которая болеет; позже она исцеляется благодаря чудесной архетипической матери.
Вечнозеленая Бабушка — очень впечатляющее воплощение архетипа Природы-Матери. Ее имя, ее зеленые одежды и ее появление в лесу свидетельствует о естественности и связи с природой. Природные богини часто ассоциируются с «зеленью»; например, греческая богиня Астарта или индийская богиня Тара; имя нашей героини выражает не только близость к природе, но и придает ей некоторую связь с вечностью. Она не просто зеленая, а вечнозеленая, следовательно, соединяет противоположности преходящего и вечного. Об этом же свидетельствуют неувядающие волшебные цветы, которые она отдает детям.
Это очень интересно, поскольку идея о временном характере всего сущего тесно связана с представлением о природе, так как все в природе вянет и умирает; но в этой сказке подчеркивается совершенно иной аспект природы — нечто вечное, выходящее за границы времени.
Двое детей выполняют роль посредников между двумя материнскими фигурами; это дети обычной земной женщины, и с психологической точки зрения они могут считаться ее частью, так как маленькие дети обычно имеют общую со своими родителями психическую идентичность. Так, они по-детски воплощают наивную часть личности больной женщины и символизируют феномен обновления. К сожалению, мы никогда не узнаем, идет ли в сказке речь о мальчике и девочке; если так, то они могут быть типичной сказочной парой брат-сестра, которая в сказочных историях очень часто символизирует обновление.
В данном случае главная проблема заключается в болезни матери. В сказке говорится о том, что у матери болело сердце, что на символическом языке означает нарушение эмоциональной сферы. В древние времена сердце считали центром тела. Кроме того, многие люди думали, что в сердце человека сосредоточена его душа, т. е. оно является центром жизненной энергии тела. Плиний называет его истоком и началом жизни. Хильдегард Бингенский также считал, что сердце — это domus animae Дом души (лат.) — горящее в очаге душевное пламя. Поэтому если у человека болит сердце, как в этой сказке, то проблема его связана не только с эмоциональной сферой, но и со сферой души.
Земляника упоминается в сказке скорее всего потому, что в отличие от других ягод она растет у самой земли, что символически означает ее близость к физической реальности. Больной женщине очень хочется поесть сладких красных ягод, которые выросли из земли; желание поесть земляники может, например, символизировать эротическое желание. В ягодах земляники содержится множество мельчайших зернышек-семян; это тоже может иметь эротический смысл.
Дети, воплощающие наивную, инфантильную часть личности женщины, искали и нашли землянику, но как только они собрались домой, чтобы отдать ее матери, неожиданно появляется Вечнозеленая Бабушка и просит отдать ей ягоды. Иными словами, ребенок, символизирующий неосознающую себя, наивную часть личности, может найти ягоды, но эта часть личности должна ими пожертвовать. Земляника — это лесная ягода, дар Матери-Природы. Она родится в лесу, а значит, должна снова туда вернуться.
В Богемии есть такой обычай: дети за сбор ягод «платят» дань в виде пригоршни собранной земляники, которую кладут на пень и говорят: «Мелюзина, это тебе, а на следующий год ты нам подаришь больше ягод» (Мелюзина — лесная фея). В другой местности дети приносят ягоды к фасаду церкви, усыпальницы или часовни и каждый из них «жертвует» по три ягодки.
Только психологически незрелая личность уверена в своем «праве» на удовлетворение своих эротических желаний. Это инфантильная установка, но она преобладает у наших современников. Она напоминает установку ребенка, уверенного в том, что мать сделает все, что он захочет, ибо детская установка направлена только на удовлетворение желаний. Она может привести к тому, что Эго возьмет верх над влечениями и будет их постоянно поддерживать на «низшем» уровне.
Наша интерпретация отравленного яблока в сказке о Белоснежке сводилась к тому, что фигура, символизирующая злую, эгоистичную мать, «отравила» эрос из-за неадекватного отношения к сексуальности. Такое отношение предполагает, что сексуальность в значительной степени может контролироваться и управляться Эго, что совершенно типично для современного человека, уверенного в том, что психические функции могут управляться сознанием. В результате любовь деградирует и становится ядовитой. Психологу важно это знать и не упускать из поля зрения, ибо эта ложная установка может вызывать невротические расстройства.
В нашей сказке само бессознательное, воплощенное в образе Вечнозеленой Бабушки, убеждает нас в возможности изменения этой установки. Она не заставляет детей отдать ей землянику, а только просит их об этом. Иначе говоря, человек должен добровольно отказаться от инфантильного желания или требования, порожденного ложной установкой.
Вечнозеленая Бабушка возвращает землянику, которую пожертвовали ей дети, и тогда в ягодах неожиданно появляется целебная сила. Вмешательство Природы-Матери позволяет установить связь с таинственной, загадочной силой эроса, которая может дать человеку, пожертвовавшему эго-желаниями, всеобъемлющее и интегрирующее ощущение любви. Это эмоциональное ощущение связано с божественной сферой, а потому вызывает чувство вечности. Подлинная любовь связывает людей так глубоко, что для нее не существует временных границ.
Вместе с земляникой Вечнозеленая Бабушка отдает детям два цветка, которые никогда не вянут. Возможно, сочетание белого и синего цветов предполагает определенную дихотомию света и тьмы. Сами цветы часто становятся символическим выражением чувств: дом, украшенный цветами, создает праздничную атмосферу, а преподнесенный в подарок букет цветов свидетельствует об общности чувств. Цветы — одно из самых прекрасных созданий природы, но вместе с тем обычные цветы подводят нас к осознанию того, что все творения природы преходящи, живут совсем недолго. Цветы символизируют эмоциональныеотношения, которые связывают людей между собой и которые, как и люди, расцветают и увядают. Ничто не вянет так быстро, как ушедшие эмоции.

Просмотров: 4394
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 11. Животворная Природа-Мать
  • 13. Самообновляющаяся мать
  • 15. Великая мать в наше время
  • 2. Архетип матери
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • Глава 9 Деметра: богиня плодородия и земледелия, воспитательница и мать
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Мария-Луиза фон Франц "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ МОТИВА ИСКУПЛЕНИЯ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Сибилл Биркхойзер-Оэри "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
  • Часть 1 Терапевтическая связь
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эрих Нойманн "Леонардо Да Винчи и архетип матери"
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь