|
13. Самообновляющаяся мать
Мать-Природа побуждает к трансформации и обновлению все живое. В сказке «Маленькая земная коровка» она обновляет сама себя — так проявляется ее исцеляющая функция.
Впервые сказку «Маленькая земная коровка» опубликовал в XVI в. Монтень. Необходимость в преобразовании материнского образа к тому времени уже назрела, и именно человеческое воображение стало прототипом символических образов. Так внутри бессознательного возникали предпосылки к развитию, которое мы наблюдаем сейчас.
Развитие современной психологии привело к появлению новой установки по отношению к архетипу матери. Мы стали понимать, что живем не только сознательной жизнью, но обладаем также и бессознательным, которое всегда внутри нас. Бессознательное — это и содержание, вытесненное из сознания, и продукты деятельности новых спонтанных импульсов и ощущений, которые могут вызвать глубинные изменения нашей личности. Как только мы поняли это, изменился и образ матери. Такая трансформация материнского образа не ограничивается только коллективными представлениями, ее часто можно наблюдать и как внутреннее преобразование у отдельных индивидов.
Нашу сказку мы будем интерпретировать преимущественно под углом фемининпости, но главную сказочную героиню можно рассматривать и как образ мужской анимы, а образ земной коровки — как ее первичный материнский источник. Мужчина может столкнуться с такогорода материнской проблемой, если ему надо вести себя по-матерински с другим человеком, и тогда встает вопрос о его отношении к бессознательному.
Маленькая земная коровка
Краткое содержание
Главная героиня этой сказки — девочка по имени Маргарет. У нее была злая мачеха и злая сводная сестра, которые хотели ее погубить и оставить одну в лесу.
Но каждый раз девочка находила дорогу домой, следуя совету своей старой крестной матери, первый раз посыпав дорогу опилками, а второй раз — мякиной. На третий раз она посыпала на дорогу семена конопли, но их склевали птицы. И тогда девочка заблудилась в лесу.
Маленькая Маргарет взобралась на самую верхушку высокого дерева и увидела струйку дыма, которая поднималась где-то в чаще леса. Она пошла в этом направлении и оказалась перед маленьким домиком, где жила земная коровка, которая позволила девочке остаться, взяв с нее обещание, что та никогда ее не бросит и никогда ее не предаст.
Коровка накормила девочку молоком и подарила ей красивые платья из шелка и атласа. Однажды сводная сестра пошла в лес искать Маргарет, она нашла ее, и девочка нарушила обещание, которое дала земной коровке, и рассказала о ней мачехе и сестре. Тогда злая мачеха заманила Маргарет домой и решила зарезать земную коровку.
Перед смертью коровка сказала девочке, чтобы та попросила у мясника ее хвост, один рог и копыта и похоронила их в земле. Вскоре на том месте выросла прекрасная яблоня, на которой и зимой и летом висели самые красивые и самые спелые яблоки, сорвать которые могла только одна Маргарет.
Однажды мимо проезжал один важный господин вместе со своим больным сыном. Увидев яблоки, сын захотел их попробовать, думая, что они помогут ему исцелиться. Мачеха и сводная сестра не могли достать ни одного яблока, но ветви яблони наклонились так, что яблоко оказалось прямо в руке Маргарет, и тогда могучий господин решил, что она святая. Выслушав всю ее историю, он взял с собой Маргарет, женился на ней и сделал ее своей госпожой.
В начале этой сказки злая мачеха оставляет Маргарет одну в лесу, как это происходит в сказке «Гензель и Гретель». Это может означать, что женщина, у которой преобладает негативный материнский комплекс (проблема мачехи), подвергается опасному влиянию бессознательного. Вместо того чтобы быть источником жизни, ее инстинкты начинают угрожать ее сознанию.
Задача матери как раз и состоит в том, чтобы стать посредницей и защитницей в отношениях между своим ребенком и бессознательным. Именно поэтому в случае плохой матери бессознательное сначала ощущается как угроза, ибо у молодой женщины отсутствует модель, сформированная на основе позитивных фемининных ценностей, тогда как женщина с позитивным материнским комплексом гораздо лучше представляет себе, каким должно быть женское поведение.
Однако в нашей культуре женщине совсем не просто найти правильную сознательную установку. Как мы уже отмечали, у нас отсутствует коллективный образ феминин-ности, т. е. образ женской духовности. Как правило, речь идет только о мужской духовности.
Когда наступила беда, Маргарет забралась на высокое дерево, откуда она смогла увидеть струйку дыма, которая указала ей дорогу к земной коровке. Ей пришлось приложить усилия, чтобы подняться над ситуацией и посмотреть на нее сверху; это позволило ей найти путь к коровке и получить приют и пищ)'. Это напоминает ситуацию сказки «Сладкая каша», где девочке встретилась женщина, которая спасла ее от голода. Маленькая земная коровка — это воплощение Матери-Природы, принявшей облик животного, т. е. облик существа более низкого уровня развития, чем человек. Так символически выражается материнская основа психики.
Разумеется, в данном случае речь не идет об обычном животном; оно может разговаривать, а позже превращается в чудесную яблоню. Это символизирует нечто, что сначала переживается на инстинктивном уровне, а затем трансформируется во что-то иное; служит примером способности влечений к метаморфозам.
В древнем Египте многих природных богинь, например Хатхор и Изиду, иногда изображали в образе коровы или с коровьими рогами. У греческой богини Геры были коровьи глаза, а в Индии, где божественная Природа-Мать до сих пор обладает огромной властью, корова является священным животным. Она символизирует связь божественной матери с землей. Многие боги и богини время от времени принимают облик животных, а божественная природа воспринимается как нечто сверхъестественное или животное. Изображение Бога в обличье животного означает, что ощущать высший принцип иногда можно только через животное влечение.
В нашей сказке такой богиней является маленькая земная коровка. Она помогает Маргарет не только как обычная корова; в символическом смысле слово «земная» отражает физический аспект благотворного инстинкта, так как земля имеет непосредственную связь с телом. Материнский инстинкт имеет прямую связь с телом женщины.
Женщины с негативным материнским комплексом часто отчуждены от своих эмоций; они не могут отдавать эмоциональное тепло, так как никогда его не получали. Их пробуждение от инстинктивной фемининпости часто открывает для них новые возможности, как это произошло с Маргарет, которая получила доступ к источнику жизни, находясь во враждебном окружении. С другой стороны, ее жизнь с земной коровкой — лишь временный выход. На языке психологии можно сказать, что проблема истинной фемининпости или истинной ценности чувств не решается только через пробуждение материнского инстинкта.
Земная коровка воплощает архетип Природы-Матери; она символизирует основной принцип и функцию нашей психики, которые мы редко осознаем, как и другие архетипы. Например, никто не знает, откуда в действительности появляется подлинно материнское отношение. Можно ответить: это проявление материнского инстинкта. Но что это значит? Женщина может совершенно не сознавать опасности, грозящей ее материнским чувствам, пока не умрет земная коровка, погубленная возрастающей энергией ее Тени. Возможно, она заметит, что у нее постепенно истощаются материнские чувства и что, проявляя их, она приносит больше вреда, чем пользы тем, о ком заботится. Ее эмоции не находят должного выхода.
В такой переходный период обычно наступает кризис, так как женщина начинает ощущать эмоциональный холод и замечает, что больше не является источником тепла и не может отдавать его другим.
Хотя в сказке с оттенком осуждения говорится о предательстве Маргарет земной коровки, эту вину она должна выстрадать, если хочет прийти к осознанию felix culpa. В такие периоды жизни необходимо отказаться от части своего существа, чье развитие когда-то было жизненно необходимо, ради совершения еще более глубокой трансформации.
Подобная тема, когда героиня отдает свой чудесный источник жизни в руки злой мачехи или сестер, которые впоследствии его губят, встречается и в других сказках, например, в сказке «Амур и Психея». Такое поведение свидетельствует об определенной наивности, которую многие люди проявляют по отношению к своей Тени. Например, такая женщина совсем не готова к проявлениям слепой ревности другого человека и обычно очень наивно воспринимает и свою Тень, и поведение окружающих. Она не сознает того, что у себя внутри она пригрела врага, который может погубить ее самые ценные чувства, например, выставив их в ложном свете.
В частности, Тень ответственна за смещение акцентов. Приведу конкретный пример. В процессе анализа одна пациентка очень интересовалась своим бессознательным, исследовала свои сновидения, достигла серьезного прогресса в анализе и стала значительно энергичнее. Потом она рассказала об анализе своей подруге. Ее подруга решила, что все это — симптомы ее невротичности; подругу нисколько не интересовал анализ, причем она прекрасно себя чувствовала. Но теперь у моей пациентки внезапно появилось ощущение собственной неполноценности, и она стала думать, что это не совсем нормально столь много времени размышлять о бессознательном. Неуместное вмешательство подруги повлияло на мою пациентку так сильно, что она на время утратила позитивное отношение к своему бессознательному и стала испытывать регрессию, чего и следовало ожидать.
Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|