ПРЕДИСЛОВИЕ

Читателя, впервые взявшего эту книгу в руки, ее заглавие может ввести в заблуждение. Если Эдвард Гловер назвал свою книгу «Фрейд или Юнг», это, по всей видимости, должно означать, что он исследует сравнительные достоинства учений Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа, и Карла Г. Юнга, разработавшего аналитическую психологию. Читатель вправе ожидать сбалансированной, объективной оценки этих двух крупных теоретиков психологии. Заглавие «Фрейд или Юнг» заставляет предположить, что Гловер считал правомерным задаваться подобным вопросом: чья психологическая теория вернее — Фрейда или Юнга.
На самом же деле «Фрейд или Юнг» — это критическое, можно даже сказать, полемическое сочинение, направленное против юнговской теории. Гловер является убежденным сторонником классического психоанализа, он был уверен, что система Юнга совершенно несостоятельна, и брался доказать это.
Эдвард Гловер родился в 1888 году в Лесмэхэго в Шотландии и получил медицинское образование в университете Глазго, который окончил в 1915 году со степенью доктора. Если верить воспоминаниям самого Гловера, еще в школьные годы он был «несговорчив, строптив, своеволен и упрям». Присущий ему дух соперничества во многом и предопределил то, что своей профессией он избрал медицину; как отмечает Гловер, главной причиной такого выбора было стремление «подражать своему сопернику — старшему брату и превзойти его». Именно старший брат Джеймс (Wahl 1966, р. 501—502) убедил Гловера стать психоаналитиком, а в 1920 году он отправился в Берлин учиться у Карла Абрахама, который после самого Фрейда был, вероятно, наиболее выдающимся психоаналитиком той эпохи. Следует отметить, что еще в те годы, когда Юнг казался непоколебимым последователем Фрейда, Абрахам одним из первых обнаружил, что его преданность фрейдизму не так уж несомненна.
Гловер стал одним из наиболее видных психоаналитиков своего времени и получил известность как в Англии, так и далеко за ее пределами. Более десятилетия он исполнял обязанности директора (позднее — председателя) Комитета по обучению Британского психоаналитического общества, а с 1934 по 1944 год он был секретарем Международной психоаналитической ассоциации; до и после него этот пост занимала дочь Фрейда Анна Фрейд.
«Добросердечный, учтивый человек, которому от природы были присущи тонкий вкус и благородство» — так характеризует Гловера некролог (Zelmanowits 1973, р. 191). Однако вместе с тем он был страстным, темпераментным бойцом, всецело посвятившим себя делу защиты классического психоанализа. Он избрал для себя эту роль еще в начале своей карьеры, когда первым выступил против Отто Ранка за его отклонения от фрейдовской теории.
Вероятно, самым ожесточенным конфликтом во всей богатой раздорами истории психоанализа можно считать столкновение между фракциями Британского психоаналитического общества, которые возглавляли Мелани Клейн и Анна Фрейд. Вместе с дочерью Клейн, психоаналитиком Мелитой Шмидеберг, Оювер подверг Клейн ожесточенной критике. В первые годы после переезда Клейн из Берлина в Лондон в 1926 году Гловер оказывал ей поддержку, но позднее, когда Шмидеберг стала заниматься вместе с ним психоанализом, они вдвоем публично выступили против Клейн. В 1944 году после многолетних дискуссий Гловер вышел из состава Британского психоаналитического общества, поскольку понял, что сторонники Клейн практически полностью взяли его под контроль. Он заявил, что уверен: «общее направление» общества стало «ненаучным» И оно становится «все менее фрейдистским и, следовательно, отклоняется от первоначально поставленных перед ним целей». К этому Гловер добавил, что «хотя по содержанию последние теории миссис Клейн и отличаются от теорий Ранка, они представляют собой отклонение от психоанализа аналогичного типа» (Grosskurth 1986, р. 344-345).
Борьба с теми, кого Гловер называл «отступниками», была не единственным его занятием. Плодовитый автор-психоаналитик, он опубликовал девятнадцать книг и монографий и более двухсот статей. Все, что принадлежит его перу, характеризует ясность изложения, интерес к основополагающим ценностям науки и непоколебимая вера в теорию Фрейда. Наибольшее влияние он оказал в трех областях. Во-первых, ему принадлежит приоритет в разработке терапевтических приемов; его первая книга «Техника психоанализа» не утратила актуальности по сей день. Заслуживает внимания то, что в книге «Фрейд или Юнг» Гловер обходит молчанием взгляды Юнга на психотерапию и сосредоточивается исключительно на его теоретических идеях. Во-вторых, Гловер придает особое значение ранним этапам развития личности, в особенности зачаткам эго, появляющимся в первый год жизни. Впоследствии авторитетные ученые, например Д. В. Винникот и Хайнц Кохут, работавшие в этой области теории психоанализа, признавали, что многим ему обязаны. В-третьих, предметом особого интереса Гловера является исследование психологии преступлений и правонарушений. Он является автором таких книг, как «Диагностика и лечение правонарушений» и «Корни преступления», с его помощью был основан Институт исследований и лечения правонарушений; кроме того, Гловер был председателем Научного комитета Лондонского института криминологии. Вероятно, этот интерес объясняет, почему Гловер взялся за критику Юнга: его интересовало как отклоняющееся поведение членов общества, так и «уклонисты» среди приверженцев учения о психоанализе.
В последний период жизни, после ухода из Британского психоаналитического общества, Гловер удалился от текущей политики и смог полностью посвятить себя научной работе. Именно в это время он написал книгу «Фрейд или Юнг», вышедшую в свет в 1950 году. Умер Эдвард Гловер в 1972 году в возрасте восьмидесяти четырех лет. В его некрологе «Фрейд или Юнг» особо отмечается как «тщательное и проницательное исследование теоретических построений Юнга, которое, вероятно, останется в своей области классической работой» (Zelmanowits 1973, р. 193).
Не все разделяли только что приведенное мнение о «Фрейде или Юнге». Подавляющее большинство верных приверженцев фрейдизма сочли эту книгу окончательным приговором Юнгу. К несчастью, «Фрейд или Юнг», возможно, не позволил многим из тех, кто до прочтения этой книги уже относился к Юнгу с антипатией, ознакомиться с его работами и самостоятельно решить, можно ли почерпнуть из них что-либо ценное. С другой стороны, из-за придирчиво-снисходительного тона Гловера юнгианцы были склонны считать книгу «Фрейд или Юнг» не более чем инвективой, не заслуживающей серьезного внимания.
Сам Юнг прочел эту книгу и в личном письме, написанном в 1951 году, дал ей такую типично юнговскую оценку:
«Книга Гловера, если отвлечься от ее чрезвычайно ядовитого стиля, весьма забавна: она в точности повторяет памфлеты, которые в прежние времена писались против Фрейда. Тогда было совершенно очевидно, что их авторы просто изливают на бумагу свое негодование по поводу того, что Фрейд наступил им на любимую мозоль. То же самое можно сказать и о Гловере. Подобную критику всегда можно заподозрить в том, что она является компенсацией бессознательного отклонения в другую сторону. Гловер, безусловно, не настолько глуп, чтобы не понять моей главной идеи, но я затронул в нем чувствительную струнку — а именно, то, что он вытесняет в бессознательное свою незаурядную интуицию и латентную критику своих фрейдистских суеверий. Он чуть более фанатичен, чем следует. Фанатизм — это всегда чрезмерно скомпенсированное сомнение. Гловер просто-напросто пытается заглушить свою внутреннюю критику, и поэтому его книга забавна» (Jung 1975, р. 32).
Применив к Гловеру свою теорию личности, Юнг заключил: пылкая защита Фрейда и ниспровержение Юнга в книге Гловера свидетельствуют о том, что автору было необходимо скомпенсировать свои подавленные сомнения относительно теории психоанализа. Возможно, в доводах Юнга есть доля истины, а может быть, и нет. Однако в любом случае, перейдя на личности, Юнг ничего не смог возразить по существу книги «Фрейд или Юнг».
На один из разделов этой книги сторонникам Юнга было особенно трудно что-либо возразить. В этом разделе Гловер обвинил Юнга в оказании поддержки нацизму путем сотрудничества в психиатрическом журнале, выдержанном в духе этой идеологии. Также Гловер намекнул на то, что, указывая на различия между «германской» и «еврейской» психологической наукой, а также «арийским» и «еврейским» бессознательным, Юнг тем самым обнаружил свой антисемитизм. Хотя Гловер отнюдь не пытался, вообще говоря, быть всегда корректным по отношению к Юнгу, но в данном случае он подкрепил свое обвинение многочисленными цитатами из его произведений, которые говорили сами за себя. Это заставило сторонников Юнга вплотную заняться этим эпизодом его биографии. В конечном счете они были вынуждены заявить: до того, как правда о Гитлере стала очевидна всем, Юнг действительно позволил себе высказать несколько ошибочных и близоруких суждений, однако он никогда не испытывал глубоких симпатий к нацизму.
В книге Гловера нет нужды искать скрытый подтекст. Ее автор с самого начала извещает читателя о том, что его цель — продемонстрировать ложность идей Юнга и затем вскрывает имеющиеся в них противоречия, лакуны и темные места. Примеры критических замечаний Гловера таковы: считая влияние коллективного бессознательного всепроникающим, Юнг якобы недооценивает особенности индивидуального развития; формулируя свои концепции интровертированности и экстравертированности, Юнг не проводит четкой грани между их использованием в качестве дескрипторов поведения и для обозначения основных типов характера; а его тезис о направленной индивидуации внутренне противоречив.

Просмотров: 2657
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • ВКЛАД К.Г.ЮНГА В СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Д. Шпир "ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА" (отрывок)
  • Дж. Рейнольдс "О психологическом комментарии Юнга к "БАРДО ТХОДОЛ"" (фрагмент)
  • Джозеф Кэмпбелл "Жизнеописание Карла Густава Юнга"
  • Дуглас Дэвис. Фрейд, Юнг и психоанализ.
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Неоязыческая Швейцария из книги"Тайная жизнь К.Юнга"
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Полная хронология жизни Юнга
  • Последний общий портрет семьи Маккормиков к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Почтовый конверт отеля Baur au Lac в Цюрихе, 1915 г, к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • ПРЕДИСЛОВИЕ К СБОРНИКУ СТАТЕЙ К. Г. ЮНГА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
  • Предисловия Юнга
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Редкая фотография Отто Гросса к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Ричард Нолл «Тайная жизнь Карла Юнга»
  • Фидас, "Сексуальная религия", к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Фидас, рисунок на обложке Теософского Журнала, 1910 г., к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • ФРЕЙД И ЮНГ: РАЗНИЦА ВО ВЗГЛЯДАХ
  • Шерри Салман "Творческая душа: главное наследие Юнга"
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь