От издательства

Мы надеемся, читатели с удовольствием прочитали резонансную книгу Р.Нолла и его замечательное послесловие.
Позиция издательства по ряду положений не совпадает с позицией автора, и надо отметить, что в значительной мере его позиция тенденциозна, что вполне проясняет его послесловие. Трудно не согласиться с автором в вопросе проверки идей Юнга методами статистической экспериментальной психологии, хотя надо сказать, что методология статистических психологических экспериментов весьма примитивна, если сравнивать, например, с использованием статистических методов в области радиолокации и гидроакустики. С помощью современных вероятностных методов можно легко выделить как тренд в развитии каких-либо процессов, так и анализировать случаи, выпадающие из общей экспериментальной картины, которые могут оказаться значимыми. Поэтому вызывает удивление тот факт, что юнгианцы сами не поощряют такие исследования. Трудно согласиться и с практикуемым на Западе посвящением в круг юнгианских аналитиков, когда новообращаемый должен обязательно пройти анализ у ранее обращенного, ибо иначе он якобы не легитимен.
Однако то, что Нолл пишет о насаждении Юнгом некоего харизматического движения, отнюдь не однозначно. Не удивительно, что Нолл заканчивает свою книгу тридцатыми годами и не анализирует послевоенного Юнга, когда его позиция в значительной мере изменилась. Как раз Юнг не был сторонником любого догматизма и ортодоксии в любом движении, за что критиковал, в частности, католическую церковь. Так, он пишет: "Церкви защищают традиционные и коллективные убеждения, которые для многих из их сторонников строятся уже не на собственных внутренних ощущениях, а на бездумной вере, которая печально известна тем, что исчезает, как только над ней начинают задумываться. В этом случае содержание веры приходит в столкновение со знанием, и зачастую ока-зывается, что иррациональность первой не может устоять перед натиском рациональности второго. Вера не является адекватным заменителем внутреннего ощущения, и там, где оно отсутствует, даже сильная вера, возникшая чудесным образом, словно божья благодать, таким же чудесным способом может и исчезнуть".*
К.Г.Юнг не скрывал желания разработать новую систему веры, которая способствовала бы развитию человека. В своей работе "Aion" он исследует изменение символов на протяжении двух тысячелетий и поднимает проблему необходимости новой мифологии для конца XX века, в частности, связывая это со вступлением в эру Водолея. Этим же вопросам посвящена и работа "Misterium Coniunctionis". Конечно, это работы скорее философские, а не психологические. В этих работах поражает мощь его интеллекта и масштабность поднимаемых проблем. Жизнь показывает, что актуальность этих проблем растет. Не вызывает сомнения, что широкие массы нуждаются в харизматических движениях. Однако в их основаниях следует различать изначально опасные и изначально полезные принципы. Всем известны такие чрезвычайные опасные движения, как экспортированное "Аум-сенрике" и наше доморощенное "Белое братство".
А чем отличаются от харизматических движений американские "достижения", такие как "Гербалайф", "Вижион" или система продвижения продаж " Network-21" со всеми атрибутами харизматического движения: коллективностью, собранием членов-посвященных на стадионах (у нас по 20-40 тысяч человек), с обязательным атрибутом — мечтой и теоретической возможностью ее осуществления. А объединения поклонников звезд эстрады? Здесь присутствуют все элементы харизматизма, но эти объединения полезны для общества. Нет никакого сомнения, что проблема эта существует, и К.Г.Юнг первый профессионально занялся ее анализом. Но его положения совсем не следует воспринимать как догму, и в этом плане мы понимаем индивидуацию так же, как и Нолл — это прежде всего освобождение от любых идеализации. Здесь уместно привести слова самого К.Г.Юнга: "Конечно, из того что мы здесь открываем, нет ничего для масс — есть лишь некоторая скрытая вещь, которую можно постичь лишь в одиночестве и безмолвии. Лишь немногие люди пытаются что-либо об этом узнать; гораздо проще проповедовать универсальную панацею для всех, чем применить ее к самому себе и, как мы все знаем, все не так плохо, если все сидят в одной лодке. Сомнения не могут существовать в стаде; чем больше толпа, тем лучше истина — и тем больше катастрофа"*.
К счастью, у нас не стоит проблема идеализации Юнга и юнги-анства. Мы только излечиваемся от своих 70-летних идеализациий. И происходит удивительная метаморфоза. Если у нас в обществе явно присутствует тяга к метафизическим системам и трансцеден-тальным философиям, то в Гарварде все больше становятся на материалистические позиции и К.Маркс — в числе самых покупаемых авторов (наряду с Ницше, Киркегором и Кантом).
В настоящее время издательство готовит книгу Р.Нолла: "Юнгов-ский культ: истоки харизматического движения". Надеемся, что добротно подготовленные книги Р.Нолла, основанные на богатом фактологическом материале, принесут немалую пользу непредубежденному и творчески мыслящему русскоязычному читателю.

Сергей Удовик
К.Г. Юнг. "Психология и алхимия", М.,Рефл-бук, К., Ваклер,1997, с.469.
* К.Г.Юнг. "Синхронистичность", М.,Рефл-бук, К., Ваклер,1997, с.74-75.


«От переводчика   Вверх   Иллюстрации»
Просмотров: 1094
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Ричард Нолл «Тайная жизнь Карла Юнга»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь