ГЛАВА 5. ОБЪЯТИЕ С ВЕДЬМОЙ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ

Важным условием для проведения терапии является осознание пациентом необходимости его фундаментальных изменений. Мотивация к работе над внутренними проблемами, которые могут привести к ощущению застоя, означает, что личность пациента не изменяется сама по себе, а ее изменение является целью терапии. Пациент ощущает внутреннее сопротивление тому выбору, который предоставляет ему новая жизнь. Зачастую это отражается в давно установившихся формах поведения, которые теперь рассматриваются как препятствие к личностному росту. «Пациент среднего возраста» Наша история о влиянии леди Рагнель на Артура и Гавейна может быть особенно полезна для исследования отношений семейной пары среднего возраста. Средний возраст — это и хронологический период, и психологическое состояние. Как правило, одно совпадает с другим, создавая особый тип психологического дискомфорта, который наступает у человека в возрасте от 35 до 50 лет. В близких супружеских отношениях такой дискомфорт может возникнуть намного раньше, в зависимости от того, сколько времени и при каких условиях партнеры жили вместе. В повседневной жизни такая пара испытывает отчаяние и равнодушие, горечь и скуку. Эти чувства, воплощенные в ролях ведьмы и быка из негативного материнского комплекса, указывают на главную проблему людей среднего возраста — проблему развития личности. У человека, не раз попадавшегося в ловушку комплекса, возникает ощущение психологического тупика. Партнеры давно уже перестали идеализировать себя и друг друга, а их ставшими обычными обвинения в проявлении гнева и причинении другому боли превратились в своего рода заклинания, которые с готовностью повторяют оба супруга. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ПОТЕРЬ Оба партнера знают или ощущают, что стоят перед лицом серьезных потерь. Признание и осознанное словесное выражение своих мыслей по поводу неотвратимости этих потерь — это главный мотивирующий фактор для такой пары на первых терапевтических сессиях. Возможная утрата отношений с близким человеком и девальвация общей ценности этих отношений обычно повергает человека в шок. В результате такого потрясения возникает кризис, который способствует дальнейшей индивидуации. Предчувствие приближающейся потери сопровождается фантазиями (часто детскими) о своей уникальности, совершенстве, бессмертии и настойчивыми призывами к пониманию и предоставлению полной защищенности. Такие требования обычно омрачаются смутным страхом проявить скрытый гнев или другие неприглядные и постыдные качества. Признание существования этих скрытых черт своей личности также способствует дальнейшему личностному развитию. Юнг утверждал, что основной задачей индивидуации во второй половине жизни является компенсация одностороннего развития личности в первой половине жизни. Индивидуация, понимаемая в данном случае как успешная интеграция бессознательных комплексов в сознательную идентичность и развивающая диалектическую связь между индивидуальной и архетипической реальностями, в среднем возрасте имеет типичный набор характеристик. У разных людей эти характеристики могут принимать разные формы, но касаются они двух сфер человеческой деятельности: переживания потерь и самооценки. В среднем возрасте, при постоянном ощущении внутреннего напряжения, связанного с «утраченным временем и упущенными возможностями», люди особенно подвержены депрессии из-за страха возможных потерь. Изменяется восприятие человеком самого себя и других, особенно близких людей: их могущество и возможности оказываются намного меньшими, чем ожидалось. Страх потери, расставания и разрыва, особенно сильно проявляющийся у женщин, обостряет ощущение беспомощности и безнадежности в отношении будущего. Типичные психологические проблемы среднего возраста обсуждаются в классической статье психиатра Эллиота Жака. Он описывает процесс примирения человека с постепенной утратой своих лучших душевных качеств и сил, а также с утратой этих качеств у других людей. Любому человеку приходилось хотя бы отчасти скрывать свой гнев, ненависть и ярость, прикрывая их «несбыточными желаниями» детства — желаниями совершенства, всеобщей отзывчивости окружающих, свободного выбора и полного выполнения задуманного. Согласно Жаку, основная задача личностного развития заключается в принятии реального несовершенства человеческой жизни в отношении «веры» или смысла жизни. Надежда на человечность и поддержку молодого поколения помогает человеку превозмочь горечь и гнев, порожденные несбыточными детскими мечтами и желаниями. Надежду на выход из кризиса среднего возраста может дать «смирение без отчаяния». Юнг считал, что процесс индивидуации в среднем возрасте связан с интеграцией сексуальности противоположного пола в личность человека. В частности, он утверждал, что мужчины должны интегрировать аспекты своей вытесненной фемининности, т.е. аниму, а женщины — аспекты своей вытесненной маскулинности, т.е. анимус. В главе 2 мы уже говорили о том, что эти контрсексуальные элементы представляют собой совокупность идей, образов, чувств и действий человека, сформировавшихся на основе вытесненных в бессознательное аспектов его половой идентичности. Как правило, у мужчин интеграция вытесненной фемининпости влечет за собой переход от идентификации с независимой, автономной «героической» личностью к признанию зависимости (точнее, взаимозависимости) и дает возможность для внешнего выражения чувств. У женщин ситуация оказывается противоположной: интеграция анимуса обычно вызывает отказ от идентичности с зависимой и приспосабливающейся личностью, и женщина, прежде заботившаяся лишь о других, становится более авторитетной и деятельной во всех сферах жизни, уделяя главное внимание своему собственному развитию. Другими словами, Юнг утверждал, что личностное развитие в среднем и более старшем возрасте зависит от изменения прежней адаптации человека и осознанной интериоризации многого из того, что прежде относилось к привычкам и зависимостям, обусловленным проекциями и ожиданиями других людей. Гутман, как отмечалось ранее, предоставил эмпирическое подтверждение такого изменения в адаптации. Результаты кросс-культурных исследований поведения женщин и мужчин во второй половине жизни показали, что мужчины чаще переходят от активного к пассивно-адаптивному типу поведения, тогда как у женщин преобладает прямо противоположная тенденция. С точки зрения Юнга, это изменение адаптации должно происходить осознанно, а не только на бессознательном уровне; осознанное изменение адаптации весьма существенно и для нашего понимания отношений между партнерами. Люди должны включить в свое индивидуальное сознание идеалы и ценности, освоить некоторые действия и навыки, которые прежде соотносились с «другой стороной» их половой идентичности и проецировались на противоположный пол. Если семейная пара оказалась во власти негативного материнского комплекса, то мотивация к работе над внутренними проблемами, мешающими формированию у одного из партнеров базового доверия, возникает в результате осознания угрозы разрыва отношений. В данном случае «истину» будет провозглашать ведьма: именно она скажет, либо выражая сомнение, либо идя на конфликт, что муж рискует потерять все, если не перестанет игнорировать эмоциональную сторону их личной жизни. Ведьма может дать это понять косвенным образом, отказываясь от сексуальных отношений с мужем, или импульсивно, стараясь найти себе другого возлюбленного, или скрыто, поощряя детей к подрыву авторитета мужа. Она знает, что у нее «есть ответ», который поможет разрешить возникшие затруднения, но при этом ведьма не уверена в том, что мысли ее стоящи или хотя бы разумны. Дать слово ведьме — значит сделать первый шаг в работе с семейной парой, оказавшейся в ловушке негативного материнского комплекса. Мы должны сделать так, чтобы герой имел возможность услышать мнение женщины, которое старается выразить ведьма. Потенциальные потери обычно означают для мужчины утрату собственности или родительских прав. Он может потерять свою жену и детей, свое положение в семье, свой домашний очаг и другие материальные блага. Он может также лишиться прекрасного повара, умелой домашней хозяйки, хорошего друга и того круга общения, который обычно создает и поддерживает жена на протяжении многих лет. Мужчина теряет близкие и доверительные отношения, возможность быть значимым членом своей семьи, обеспечивать безопасность и будущее своих детей. Как правило, сначала мужчина отказывается признавать угрозу возможных личных потерь в его внутренней жизни, творческом самовыражении и еще не реализованном потенциале. Женщина осознает угрозу потерь лучше, если речь идет о потере значимых и ценных для нее отношений. Она понимает, что утратит отношения, сложившиеся с мужем и некоторыми их общими друзьями. В зависимости от уровня депрессии и глубины идентификации с образом ведьмы женщина сможет (или не сможет) признать угрозу потери своей зрелой женственности. Зачастую обида и горечь, вызванные идентификацией с образом ведьмы, препятствуют любому проявлению ощущения своей полноценности, веры в свои знания и умения и возрождению утраченной фемининпости. История о сэре Гавейне и леди Рагнель позволяет нам выделить три последовательные стадии, которые отражают динамику развития отношений в семейной паре: от полной утраты базового доверия к полному его восстановлению. Эти три стадии дают возможность наблюдать процесс постепенного ухода от модели доминирования-подчинения, характерной для отношений, построенных на приоритете власти, и постепенного перехода к модели привязанности-отделения, присущей отношениям, построенным на любви. Знание особенностей поведения на каждой из этих стадий может способствовать более успешной терапевтической работе, целью которой является изменение взаимоотношений между партнерами и постижение ими сущности личностного развития, характерного для среднего возраста. Первая стадия характеризуется стремлением к обладанию и доминированию, вторая — осознанием вытесненной фемининпости и третья — силой свободного выбора в любви.
Просмотров: 4451
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПСИХОЗА
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 12 Афродита: богиня любви и красоты, творческая женщина и любовница
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джэн Холлистер Уилрайт "Анимус. Для женщин в возрасте"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь