|
Натан Шварц -Салант "Мистерия человеческих отношений."
Лекция 1. Мистерия человеческих отношений.
Честно говоря, идея передачи – это очень странная идея в психоанализе. Классический психоанализ не очень – то любит передачи. В чрезвычайно критической книге Лакана основной фокус критики заключался в его веру в передачу. Но поскольку Юнг верил в тонкое тело, а тонкое тело – это средство передачи, нам позволяется верить в передачу тоже. И когда мы имеем дело с Юнгом, как он говорит в «Воспоминаниях, снах, размышлениях», - эта книга ведь переведена на русский язык. Помните, как он описывает, что у него есть две части: одна часть – рациональный ученый, другая часть – мистик. И у него огромное количество времени (до 60 лет) занял процесс соединения этих двух частей вместе. И я хочу вам сказать, как люди интересующиеся Юнгом, и особенно как аналитики – это то, что мы должны делать, это наша работа. Множество юнгианских подходов сталкиваются с проблемой «клинической полезности», и поэтому многим приходится обращаться к другим формам психотерапии, основанным ли на процессе развития, будь то с кляйнианской точки зрения или различных форм объектных отношений, или разных формах внутриобъективного поля. А потом, каким – то образом прибавлять юнгианство к этим подходам как некую метапсихологию. На другом полюсе – попытка придерживаться чисто юнгианских идей. В этом подходе вы практически никогда не интерпретируете перенос, вы интерпретируете лишь сновидения и привносите архетипическое измерение в толкование снов, которые не так уж явно архетипичны. Но вы с помощью амплификации добавляете архетипическое. Я не нахожу ни один из описанных вариантов удовлетворительным. Целостный подход Юнга – это подход – воплощения, реинкаранация. В частном письме некоему теологу Юнг писал, что «реинкарнация и индивидуация – это одно и то же». Но это не означает видение процесса индивидуации в его развитии в пространстве и во времени. Это означает нахождение некоего способа воплотиться, воплотить архетипические процессы в пространстве и во времени, в поле между аналитиком и анализируемым.. В 1946 году Юнг опубликовал выдающуюся работу, названную «Психология переноса», и это было его основное заявление по поводу переноса и контрпереноса. Любопытно, что в том же 1946 году М. Кляйн опубликовала «Заметки о некоторых шизоидных механизмах», и ее работа вызвала сенсацию в психоаналитическом мире. Работа Юнга запутала всех, привела в замешательство, потому что Юнг выбрал описывать перенос с помощью алхимических гравюр из монускрипта под названием «Rosarium philosophorum” 1550г. Он сказал, что все, что есть в переносе, можно найти в этих гравюрах. Изначально эти гравюры были представлены как rosarium, как бусы, немецкой массонорией ?, а затем к картинам были добавлены лики святых и философы. Сейчас rosarium представляет собой картинки и тексты, приложенные к картинкам. Есть несколько наборов этих гравюр по всему миру. Их можно найти в библиотеке Йельского университета, в Британском музее, самый красивый набор в городской библиотеке в Швейцарии. Некоторые из гравюр в ней раскрашены. Тот набор, с которым работал Юнг – не цветной. Набор из Йельского университета – 5 гравюр – цветные, а остальные черно – белые. Я сейчас покажу на экране первую картинку. Она называется «Фонтан». Это первая из картин. Пока вы смотрите, я вам расскажу, что такое алхимия, потом я дам вам большой клинически пример, потому что я хочу, чтобы вы увидели, как алхимическая метафора не говорит о том, как одна часть влияет на другую причинно, как это бывает при проективной идентификации. Алхимия живет в мире. Алхимия была актуальна в мире, в которой каузальность не была важна, особенно если мы говорим об истоках алхимии в 4 в. до н.э.. Это была смесь философии и стоицизма, и греческих процессов украшения тканей и металлургии. Первый слайд. (изображение «Фонтан» показывается слушателям лекции – примечание мое Ц.И.). Вы можете помедитировать на эту картину. Алхимия выросла в мире, где не вещи были в отношении друг с другом, но царили отношения между вещами сами по себе. И это был основной интерес – отношения как таковые. Только где – то к 16в. она приходит к влиянию каузальности, к причинно – следственным связям. Но когда мы имеем дело с полями между двумя людьми, мы имеем дело с отношениями, и именно поэтому нам нужна алхимическая метафора. И одна из самых впечатляющих вещей в алхимии – это то, что алхимия вбирает в себя хаос, и вбирает в себя хаос очень специфическим образом. Хаос воспринимается как результат сотворения порядка. Этот хаос они попытались достичь, потому что, только пройдя через этот хаос происходит трансформация. Я вам скажу больше. Юнг говорил, что этот хаос как primamateria, что это нечто не физическое и не духовное, а нечто между тем и другим - в своем самом точном определении первичной материи, к которой стремились алхимики. Найти ее, чтобы продолжать свои эксперименты. Эти эксперименты были направлены на то, чтобы изменить внешние субстанции и личность. Не ожидалось, что это нечто различное. Алхимики хотели в противовес науке, они пытались достичь того, чтобы нечто субъективное состояние алхимика оказывало влияние на алхимика. В радио - интервью в 1965 г. в Берлине, Юнг сказал: «Наша нынешняя цивилизация находится в том же состоянии, в каком была Римская империя в начале тысячилетия». Когда римляне инкорпорировали (вобрали в себя) культ Аттиса и Кибелы, что было очень странно с их стороны, но таково было требование оракула, потому что империя тяжко страдала. Поэтому они призывали богиню Кибелу и посвятили ей храм. Когда Кибела воцарилась в Риме, в мифе, описанным Овидием, для объяснения весьма странного поведения, во время ритуалов, в миф был включен компаньон Кибелы по имени Аттис. Он не был такой уж сильной фигурой на родине богини Кибелы, но оказался сильной фигурой в Риме. Юнг говорил, что «миф об Аттисе и Кибеле – это есть первоматерия алхимии». В мифе Аттис живет в прекрасной гармонии с Кибелой. Он слагает ей легенды, а потом, вдруг, он влюбляется в нимфу. Кибела убивает эту нимфу. В горе Аттис был не из – за нимфы, а из – за того, что предал Кибелу. Итак, в горе он поднимается на вершину горы в состоянии безумия, кастрирует себя и умирает. Итак, Аттис находится в состоянии, в котором он не может остаться с Кибелой, потому что тогда он не может индивидуироваться, но и не может отделиться от нее. И я назвал это состояние «комплексом слияния». И я сделал это для того, чтобы дать концептуальное понимание вот того невозможного состояния, невозможного для рационального ума, потому что одновременно невозможно удержать вместе состояние полного слияния с объектом. И я в данном случае не имею в виду позитивное слияние – союз. Но я имею в виду, когда вас притягивает хаотичным образом и одновременно между вами нет абсолютно никакой связи, нет возможности эмпатии. И это состояние невозможно удержать разумом, который мыслит трехмерно. В математике то же самое состояние известно под именем парадокса «Лжеца»: все критяне – лжецы. Если вы что – то говорите – это оказывается ложью, а если вы говорите, что это ложь – значит, вы говорите правду, а если вы говорите, что это правда – значит вы лжете. Великий математик Гедель, возможно, внес самый большой вклад в математику 20 века своей Теорией незавершенности. Он использовал этот парадокс «Лжеца». И это великая работа. И это состояние, которое я называю «комплексом слияния», парадоксом «Лжеца» - это состояние, в котором a = -a. И то, что я хочу донести до вас в курсе этой лекции – это то, что все расстройства, с которыми мы имеем дело, такие как пограничное расстройство, нарцисстический характер, аутичное состояние – все эти состояния – это защиты против «комплекса слияния», ядро которого – это глубокий психоз. В начале 70 х. годов 20 века фрейдистский психоанализ изменил свое представление о том, что необходимо для исцеления – от переживания эдипова комплекса и переживания перверсий к необходимости контактировать с безумием. И я предполагаю, что более глубокая тема – это «комплекс слияния». Если вам интересно, вы можете прочитать об этом в книге «Черная ночная рубашка». Давайте сейчас начнем говорить о работе К.Г. Юнга, посвященной алхимии. Розариум под сильным влиянием тантрической йоги, наверху вы видите двухголового змея, он называется Байнериус – это зло, дьявол, и из его глоток спускается вниз дым. В тексте Розариума говорится о том, что эти дымы затемняют солнце и луну. В Этой картине, первой из цикла Розариума, над змеем, по диадой, будет состояние нуминозного единства. Это исходит из Тантры. Это означает , что эта картина имеет отношение к инкарнации сильного нуминозного переживания, и такие нуминозные переживания испытывают мистики. Вы находите описание в любом мифе о творении, когда создатель создает что – то новое, и его преследует хаос. И ,может быть, то же состояние испытывает младенец в утробе непосредственно перед рождением, нуминозное состояние. Некоторые неокляйнианцы осознали, что им придется обращаться к внутриматочному переживанию для того, чтобы понять суть происходящего при аутизме. Я не хочу сейчас на этом останавливаться подробно, но мне кажется, что можно обратить внимание на тот факт, что младенец в утробе может быть подвержен влиянию нуминозных частот, и что можно его описать поэтическими словами, говоря, что ребенок – это дитя Божье. И это то, что происходит до изображения на этой картинке состояния. Если вы работаете с пациентом через юнгианские метафоры, вы можете предположить, насколько важно осознавать присутствие нуминозного в пациенте. А это то, в чем Юнг был гениален. Это то, что может помочь привнести в реальность понимание архетипического материала Фон – Франц. Фонтан заполняется этими дымами. Дыми обладают также всеми характеристиками проективной идентификации. Фонтан наполняется и снизу. Эти нижние воды тесно связаны с сексуальностью, с богом Дионисом и с женскими мистериями. Алхимия была подспудным течением христианства, подводным течением и поэтому в алхимии мы находим много из того, что выбрано было из христианства. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|