|
Наставление дошкольнику «дай сдачу!»Автор статьи: Плотникова Ольга Анатольевна
«Вот, если моего ребенка ударили – все ясно, кто неправ!» - это и является отправной точкой для всех наших версий и аргументов. Так чего мы хотим от наших детей? Какие цели воспитания ставим? Современные родители все чаще хотят, чтобы ребенку было хорошо, чтобы был успешен и счастлив, практически любой ценой. Вот и следят за тем, чтобы «главное моему было, чтобы у моего было……». Но что-то меняется, когда ребенок попадает в коллектив сверстников? Будет ли он там искать друзей или врагов и нападающих во многом зависит от нас взрослых. Мы забыли, что главной целью воспитания всегда было вырастить порядочного Человека, готового разделить любую судьбу со своим близкими людьми, со своей Родиной. Учили уважать тех родителей, которые есть, быть верным и надежным другом. Учили, прежде всего, любить и отличать врагов от других людей. Кто же такой враг, и есть ли понимание этого у взрослых сегодня? Последствие 90-х годов в том, что общественные нормы подменили агрессивными установками, которые перешли и в детские образовательные учреждения. Если с этой позиции посмотреть, то тогда может и легче различать будет, где надо силу применять, а где нет? Может быть, и наставление дошкольнику изменит свою тему. Хорошо бы нам взрослым разобраться для начала, «что такое хорошо и что такое плохо» и не приписывать детству взрослые представления о «плохом» человеке исходя из собственных обид, страхов и т.д. В народных традициях до 6 лет ребенок считался невинным и это правильно. Он еще слишком мал, его физиологические особенности ограничивают его возможности в регуляции поведения, а преставления о мире, о добре и зле только начинают формироваться. Это всего лишь ребенок-дошкольник, так стоит на него смотреть как на преступника и готовить своего сына вступать в бой? Да и с кем(!?) – с любым, а по реальной ситуации со всеми... Вот и оказывается зачастую малыш с установкой «давай сдачи» один против всех. В дошкольном возрасте дети быстро забывают обиды и прощают друг другу все. Они стремятся дружить и играть вместе. Малыши только начинают выбирать себе друзей, появляются симпатии, социальную избирательность. Если мы придумываем им небезопасное социальное окружение, наполненное не потенциальными друзьями, а потенциальными врагами, то ставим ребенка в сложное положение. В этом случае количество страхов возрастает, тревога становится преследующей. А справляться с этим придется ребенку самому и возможно всю жизнь. Поэтому нам всем взрослым надо очень хорошо подумать, прежде чем настраивать ребенка на битву с неизвестными (чаще всего и несуществующими) врагами. А может, мы хотим так: «бей, сынок!», а враги…….., враги появятся? А как быть с тем, кто всех бьет и отбирает игрушки? – для этого случая есть в детском саду воспитатели и психолог. Позволю привести пример из комментариев в прошлой статье по этому поводу: « У них в садике есть мальчик из неблагополучной семьи, который всех задирает и бьет. На обращение к взрослым других родителей о защите своих детей- Воспитатель сказала, что не успевает смотреть за всеми. Родители, ответили, что им некогда и они с ним не справляются. С мальчиком говорили родители обиженных. Бесполезно. Как быть в такой ситуации? Что делать родителям и как защитить ребенка? И еще...понимаете, не всегда родитель будет рядом. И ребенок выйдет во взрослую жизнь. И в ней разное случается. Вопрос- как поступать, защищаясь от агрессора? Если агрессору не давать сдачи, не приведет ли это к безнаказанности и вседозволенности бьющего?» И мой ответ: «Родители не имеют право общаться с несовершеннолетним без ведома законных представителей ребенка (его родителей). Более того с дошкольником... Эти разговоры могут только подтвердить его (агрессивного ребенка) фантазии, что весь мир против него.А это только ухудшит ситуацию для всех участников. Для бесед с детьми в ДОУ есть специалисты. За все, что происходит в ДОУ несет ответственность заведующий. Родители пострадавших детей пишут заявление, но каждый свое. А заведующий должен определить ситуацию: достаточная ли квалификация воспитателя (может, нужны кадровые перестановки), проблему исследует психолог и дает рекомендации родителям обидчика и воспитателю. Психолог должен помочь агрессивному ребенку и налаживанию отношений среди детей в этой ситуации. В крайнем случае неблагополучную семью могут поставить на учет и тогда с родителями об их ответственности будут разговаривать не только работники ДОУ, но и инспектор по делам несовершеннолетних и отдел опеки. Тогда и родители к своим обязанностям и рекомендациям психолога и воспитателей станут относиться иначе. Обычно этого бывает вполне достаточно и ситуация меняется. Если же у агрессивного ребенка нарушения интеллекта или глубокие психические нарушения, то его могут перевести в специальную группу при психологическом центре или в других условиях инклюзивного подхода. Там, где ребенок с нарушением будет получать необходимую помощь и специальные условия для развития. Для этого в каждом городе и работают ПМПК (специальные комиссии)». Продолжение следует.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|