Метафорические карты: универсальные алгоритмы построения техник

Автор статьи: Анастасия Коврова

Регулярно появляются новые наборы метафорических карт, публикуются многочисленные материалы по их использованию, выходят вебинары и обучающие видеозаписи, проводятся очные семинары и тренинги. Во всем этом многообразии очень легко запутаться. А что делать, если вы только планируете начинать использовать ассоциативные карты в своей практике? С чего начать и как разобраться в целом море информации?

Метафорические карты универсальные алгоритмы построения техник

Я очень люблю структуры и алгоритмы, которые позволяют упорядочить большие информационные массивы и при этом ничего не упустить из виду. В этой статье я предпринимаю попытку алгоритмизировать теоретические знания и практический опыт использования метафорических карт и обозначить некоторые закономерности в построении техник. На мой взгляд, такая алгоритмизация поможет начинающему использовать МАК понять, разобраться и систематизировать техники, с которыми он будет знакомиться в дальнейшем.

 Существует еще один важнейший аргумент в пользу такой алгоритмизации. Многочисленность наборов метафорических карт, их высокая гибкость и сочетаемость с другими направлениями позволяет создавать огромное количество отдельных техник. При этом эти частные техники, использованные в конкретном описываемом случае, зачастую очень интересны и при этом их бывает трудно перенести на свою практику работы с клиентами. Эта трудность связана с тем, что невозможно заранее предсказать реакцию клиента на выбираемые карты, а это означает, что в процессе так или иначе нужно будет варьировать, исходя из происходящего. Если же мы сосредоточимся на точном воспроизведении техники, стремясь провести ее «от и до» как в инструкции или описанном случае, то в лучшем случае потеряем живой контакт с клиентом и не будем ему полезны, а в худшем – рискуем ретравматизировать его и усугубить ситуацию. Именно поэтому имеет смысл собирать в профессиональную копилку не столько техники, сколько способы применения карт, чтобы затем гибко использовать их в зависимости от актуальной потребности и запроса клиента.

 До рассмотрения техник необходимо понимать, что существуют 2 типы выбора карт: в открытую – ВО (клиент рассматривает карты и выбирает подходящую) и в закрытую – ВЗ (вытаскивает карту не глядя, когда карты располагаются рубашками вверх). Выборы комбинируются (в рамках одной и той же техники часть карт может быть выбрана в открытую, часть карт – в закрытую). При этом выбор ВО помогает снизить высокую тревожность клиента, а выбор ВЗ часто является более точным, потому что обходит контроль психологических защит сознания.

 Также я буду помечать, подходит ли упражнение в большей степени для индивидуального консультирования (ИК), супружеского/семейного консультирования (СК) или групповой работы (ГР).

 Подробнее про наборы метафорических крат можно почитать здесь – «Метафорические ассоциативные карты: колоды для начинающих». Некоторые из описанных далее техник я уже обозначала тут «Метафорические ассоциативные карты в групповой работе» и тут «Метафорические ассоциативные карты в групповой работе. Часть 2».



Итак, предлагаю рассмотреть базовые схемы построения техник психологической работы с применением метафорических карт, зная которые вам будет легче импровизировать, будучи гибким и находясь в контакте с вашим клиентом:

  1. Выбор 1-ой карты:
  • «Факт обо мне»: выбор ВО/ВЗ, ИК/ГР. Предлагается выбрать 1 карту и рассказать что-то о себе, что ассоциируется с этой картой (случай из жизни, черта характера, актуальная ситуация жизни и т.д.).
  • «Визитная карточка»: выбор ВО/ВЗ, ИК/ГР. Подробнее о технике здесь.
  • «Карта состояния»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь и здесь.
  • «Иногда я бываю таким…»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь.
  • «Ресурс»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Предлагается выбрать карту ресурса, который сейчас более всего необходим с последующим обсуждением. Также используется при работе с тяжелыми переживаниями (с инструкцией, что в момент обсуждения, когда переживания станут слишком интенсивными, следует вернуться в карте-ресурсу и помочь себе таким образом войти в более равновесное состояние).
  • «Выбери…» (совет, подарок, рекомендацию и т.д. себе или другому участнику группы): выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь.
  • Выбор 2-х карт (диптихи):
    • «Как есть-Как хочу»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Выбор текущего положения вещей и желаемого с последующим обсуждением.
    • «Проблема выбора»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Выбирается по 1 карте на каждую альтернативу выбора с последующим обсуждением (в случае, если всего 2 альтернативы).
    • «Проблема-Решение» («Причина проблемы-Решение»): выбор ВО/ВЗ, ИК. Предлагается выбрать одну карту (либо пару – карту-картинку и карту-слово) для обозначения проблемы (или ее причины) и одну карту (или такую же пару) для обозначения ее решения с последующим обсуждением.
  • Выбор 3-х карт (триптихи):
    • «Прошлое-Настоящее-Будущее»: выбор ВО/ВЗ, ИК/ГР. Предлагается выбрать по одной карте, обозначая положение вещей в прошлом, в настоящем и в будущем, с последующим обсуждением.
    • «Проблема выбора»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Выбирается по 1 карте на каждую альтернативу выбора с последующим обсуждением (в случае, если обозначены 3 альтернативы).
  • Выбор 4 и более карт (полиптихи):
    • «Проблема выбора»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Выбирается по 1 карте на каждую альтернативу выбора с последующим обсуждением (в случае, если существует 4 альтернативы). Также возможно меньшее количество альтернатив, однако для каждой альтернативы выбирается больше, чем 1 карта.
    • «Прошлое-Настоящее-Будущее-Путь к Будущему»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Так же, как и описано выше, только добавляется карта, обозначающая способ прийти к желаемому будущему.
    • «Квадрат Декарта», «Окно Джохари» (и другие схемы): выбор ВО/ВЗ, ИК. На каждый параметр схемы предлагается выбрать по 1 карте с последующим обсуждением.
    • «Социальные роли»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Предлагается выбрать по карте на каждую из наиболее важных социальных ролей с последующим обсуждением (например, «Я как специалист», «Я как муж/жена», «Я как сын/дочь», «Я как брат/сестра», «Я как родитель» и т.д.).
    • «Семейные расстановки»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Предлагается выбрать по 1 карте для обозначения членов семьи с последующей проработкой и обсуждением.
  • «Коллаж»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь.
  • «Мозговой штурм»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь.
  • Приложение техник других направлений на метафорические карты (например, телесно-ориентированной и нарративной психотерапии, арт-терапии и других).

  •  Таким образом, для начала психологической работы с метафорическими картами достаточно базового психологического образования (важно знание основ психологического консультирования, понимание механизма проекции и работы арт-терапии). Однако чем большим количеством знаний и навыков вы обладаете, тем шире и глубже ваши возможности применения ассоциативных карт в своей практике.



    Просмотров: 516
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • Как метафорические карты могут помочь сделать выбор
  • Выбор есть всегда, но это только наш выбор
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Выбор или проблема выбора
  • Выбор. Как сделать правильный выбор и не испытывать чувства дискомфорта.
  • Выбор никуда не идти - это тоже выбор
  • Выбор: лично или Скайп? (какой формат работы выбрать)
  • Но выбор у нас есть и выбор труден
  • Как сделать правильный выбор? Например - выбрать лучшего для вас мужчину.
  • Как выбрать нишу, тему, направление работы с помощью метафорических карт?
  • Одиночество и выбор или выбор одиночества?
  • Выбор профессии – выбор будущего
  • Выбор без выбора, или базовые страхи отношений.
  • Выбор без выбора
  • Выбор без выбора
  • Выбор без выбора или как понять, что Вами манипулируют.
  • Стандарты счастливой жизни: иллюзия выбора или выбор иллюзии…
  • Когда выбор - не выбор…
  • Интернет-зависимость: выбор без выбора?
  • Жить без выбора - тоже выбор
  • Метафорические ассоциативные карты в групповой работе. Часть 2
  • Выбор партнера - где выход из сценарного выбора?
  • Алкоголизм. Выбор без выбора, или прах над Невой.
  • Выбор туфель как модель выбора партнера
  • 5 советов по использованию метафорических карт в групповой работе
  • Выбор: не делать выбор.
  • Этапы психологического консультирования. Часть 3: выбор методов решения и работа над запросом
  • Стратегии выбора партнера - выбор или половой отбор?
  • Отсутствие выбора «семейной половины» – тоже выбор.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь