Регулярно появляются новые наборы метафорических карт, публикуются многочисленные материалы по их использованию, выходят вебинары и обучающие видеозаписи, проводятся очные семинары и тренинги. Во всем этом многообразии очень легко запутаться. А что делать, если вы только планируете начинать использовать ассоциативные карты в своей практике? С чего начать и как разобраться в целом море информации?
Я очень люблю структуры и алгоритмы, которые позволяют упорядочить большие информационные массивы и при этом ничего не упустить из виду. В этой статье я предпринимаю попытку алгоритмизировать теоретические знания и практический опыт использования метафорических карт и обозначить некоторые закономерности в построении техник. На мой взгляд, такая алгоритмизация поможет начинающему использовать МАК понять, разобраться и систематизировать техники, с которыми он будет знакомиться в дальнейшем.
Существует еще один важнейший аргумент в пользу такой алгоритмизации. Многочисленность наборов метафорических карт, их высокая гибкость и сочетаемость с другими направлениями позволяет создавать огромное количество отдельных техник. При этом эти частные техники, использованные в конкретном описываемом случае, зачастую очень интересны и при этом их бывает трудно перенести на свою практику работы с клиентами. Эта трудность связана с тем, что невозможно заранее предсказать реакцию клиента на выбираемые карты, а это означает, что в процессе так или иначе нужно будет варьировать, исходя из происходящего. Если же мы сосредоточимся на точном воспроизведении техники, стремясь провести ее «от и до» как в инструкции или описанном случае, то в лучшем случае потеряем живой контакт с клиентом и не будем ему полезны, а в худшем – рискуем ретравматизировать его и усугубить ситуацию. Именно поэтому имеет смысл собирать в профессиональную копилку не столько техники, сколько способы применения карт, чтобы затем гибко использовать их в зависимости от актуальной потребности и запроса клиента.
До рассмотрения техник необходимо понимать, что существуют 2 типы выбора карт: в открытую – ВО (клиент рассматривает карты и выбирает подходящую) и в закрытую – ВЗ (вытаскивает карту не глядя, когда карты располагаются рубашками вверх). Выборы комбинируются (в рамках одной и той же техники часть карт может быть выбрана в открытую, часть карт – в закрытую). При этом выбор ВО помогает снизить высокую тревожность клиента, а выбор ВЗ часто является более точным, потому что обходит контроль психологических защит сознания.
Также я буду помечать, подходит ли упражнение в большей степени для индивидуального консультирования (ИК), супружеского/семейного консультирования (СК) или групповой работы (ГР).
Подробнее про наборы метафорических крат можно почитать здесь – «Метафорические ассоциативные карты: колоды для начинающих». Некоторые из описанных далее техник я уже обозначала тут «Метафорические ассоциативные карты в групповой работе» и тут «Метафорические ассоциативные карты в групповой работе. Часть 2».
Итак, предлагаю рассмотреть базовые схемы построения техник психологической работы с применением метафорических карт, зная которые вам будет легче импровизировать, будучи гибким и находясь в контакте с вашим клиентом:
Выбор 1-ой карты:
«Факт обо мне»: выбор ВО/ВЗ, ИК/ГР. Предлагается выбрать 1 карту и рассказать что-то о себе, что ассоциируется с этой картой (случай из жизни, черта характера, актуальная ситуация жизни и т.д.).
«Визитная карточка»: выбор ВО/ВЗ, ИК/ГР. Подробнее о технике здесь.
«Карта состояния»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь и здесь.
«Иногда я бываю таким…»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь.
«Ресурс»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Предлагается выбрать карту ресурса, который сейчас более всего необходим с последующим обсуждением. Также используется при работе с тяжелыми переживаниями (с инструкцией, что в момент обсуждения, когда переживания станут слишком интенсивными, следует вернуться в карте-ресурсу и помочь себе таким образом войти в более равновесное состояние).
«Выбери…» (совет, подарок, рекомендацию и т.д. себе или другому участнику группы): выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь.
Выбор 2-х карт (диптихи):
«Как есть-Как хочу»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Выбор текущего положения вещей и желаемого с последующим обсуждением.
«Проблема выбора»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Выбирается по 1 карте на каждую альтернативу выбора с последующим обсуждением (в случае, если всего 2 альтернативы).
«Проблема-Решение» («Причина проблемы-Решение»): выбор ВО/ВЗ, ИК. Предлагается выбрать одну карту (либо пару – карту-картинку и карту-слово) для обозначения проблемы (или ее причины) и одну карту (или такую же пару) для обозначения ее решения с последующим обсуждением.
Выбор 3-х карт (триптихи):
«Прошлое-Настоящее-Будущее»: выбор ВО/ВЗ, ИК/ГР. Предлагается выбрать по одной карте, обозначая положение вещей в прошлом, в настоящем и в будущем, с последующим обсуждением.
«Проблема выбора»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Выбирается по 1 карте на каждую альтернативу выбора с последующим обсуждением (в случае, если обозначены 3 альтернативы).
Выбор 4 и более карт (полиптихи):
«Проблема выбора»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Выбирается по 1 карте на каждую альтернативу выбора с последующим обсуждением (в случае, если существует 4 альтернативы). Также возможно меньшее количество альтернатив, однако для каждой альтернативы выбирается больше, чем 1 карта.
«Прошлое-Настоящее-Будущее-Путь к Будущему»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Так же, как и описано выше, только добавляется карта, обозначающая способ прийти к желаемому будущему.
«Квадрат Декарта», «Окно Джохари» (и другие схемы): выбор ВО/ВЗ, ИК. На каждый параметр схемы предлагается выбрать по 1 карте с последующим обсуждением.
«Социальные роли»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Предлагается выбрать по карте на каждую из наиболее важных социальных ролей с последующим обсуждением (например, «Я как специалист», «Я как муж/жена», «Я как сын/дочь», «Я как брат/сестра», «Я как родитель» и т.д.).
«Семейные расстановки»: выбор ВО/ВЗ, ИК. Предлагается выбрать по 1 карте для обозначения членов семьи с последующей проработкой и обсуждением.
«Коллаж»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь.
«Мозговой штурм»: выбор ВО/ВЗ, ИК/СК/ГР. Подробнее о технике здесь.
Приложение техник других направлений на метафорические карты (например, телесно-ориентированной и нарративной психотерапии, арт-терапии и других).
Таким образом, для начала психологической работы с метафорическими картами достаточно базового психологического образования (важно знание основ психологического консультирования, понимание механизма проекции и работы арт-терапии). Однако чем большим количеством знаний и навыков вы обладаете, тем шире и глубже ваши возможности применения ассоциативных карт в своей практике.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.