"Неуправляемые" дети: психология или неврология?

Прозвучал вот такой вопрос.

Наверное, ответ в духе «срочно, срочно к неврологу» многих бы успокоил. Классная возможность переложить ответственность за состояние ребенка на дорогую медицину. К сожалению, в большинстве случаев все же «выстреливает» не неврология, а психология. Или вещи, с ней смежные.

И потом, что значит «неуправляемые»? «Он меня не слушается», «кричит «НЕТ!» по любому поводу», «топает ногами и валится на землю», просто «все время кричит и плачет», проявляет агрессию? Парадокс в том, что очень часто родители, которым бы хорошо было пересмотреть кое-какие свои воспитательные установки, легко принимают точку зрения, что у ребенка неврологические проблемы (капельки-таблеточки ведь не так энергозатратны, как смена собственных убеждений и моделей поведения), а родители, которым бы как раз именно невролог (ну, или гомеопат, или остеопат – для любителей аллопатических методов) мог очень помочь, безропотно переживают ненужные детские срывы.

Если уж стоит вопрос об «управляемости/неуправляемости», то давайте сразу проясним: психологически благополучный ребенок и не должен быть управляемым (извне). Он может быть сговорчивым и доброжелательным (и то не во всяком возрасте) и по большей части уметь выходить из своих негативных состояний, даже интенсивных. «Послушность» - отнюдь не показатель благополучия, как и «непослушность» - не есть четкий признак отклонений. В первый раз родители обычно сталкиваются с этим, когда ребенку исполняется годика полтора. И тот, кто еще вчера делал все, чего вы от него хотели, слушался папу и маму с полуслова, вдруг открывает для себя новую опцию – «нет»… Это – норма. И норма – что ребенок лет эдак с 3 до 5 с поразительным упорством стремится командовать родителями и насаждать вокруг свои порядки, а в случае неповиновения – по-разному папу-маму наказывает. И норма, что ребенок бурно реагирует на напряжение, нервозность родителей, особенно мамы, и щедро отреагирует мамины негативные эмоции – когда криком и слезами, а когда болезнью. Поэтому о неврологических проблемах у ребенка мы будем говорить (сперва чисто гипотетически) только в тех случаях, когда:

  • У родителей хорошие, благожелательные, лишенные напряжения отношения друг с другом и близкими родственниками, живущими рядом;
  • У матери (в первую очередь), а также у других людей, постоянно и непосредственно общающихся с ребенком, стабильное, позитивное, спокойное состояние, она (они) легко отреагирует возникающие негативные эмоции способами, неразрушительными для отношений, т.е. без скандалов и битья посуды;
  • У людей, воспитывающих ребенка, единая линия воспитания, нет двойных стандартов и противоречивых рамок;
  • У ребенка есть возможность легально «покомандовать» своим близким окружением и почувствовать себя главным. В тех случаях, когда это физически возможно, на его просьбы и требования поступает ответ «да» -

 

- а ребенок все равно эмоционально взрывается, регулярно, постоянно.

Если перечисленные условия не соблюдаются, то всякие неудобства, которые родители или другие воспитатели испытывают в общении с ребенком, связанные с агрессией или чрезмерным выражением негативных эмоций, непослушанием, прежде всего могут быть связаны с психологическими проблемами. И тогда и решать их нужно соответственно. И только при успешном решении собственно проблем и не-результате у ребенка ставить вопрос о медицинской подоплеке.

© Алексей и Мария Афанасьевы

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов



Просмотров: 300
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Только не будь в унынии и страхе, когда бывший муж решил забрать ребенка
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Почему ребенок болеет? Ответ на вопрос родителей
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Как воспитывать ребенка 10 лет? Вопрос - ответ
  • У ребенка лишний вес, что делать? Вопрос - ответ
  • За ребенка должны решать родители.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Как приучить ребенка спать отдельно? Вопрос - ответ
  • Как уговорить ребенка сходить на горшок? Вопрос - ответ
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Вопрос расстановщику. "Родители и моя девушка. Противостояние. Как быть?"
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Когда родители перестают быть богами



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь