|
Трудные дети или «главное чтобы костюмчик сидел»Автор статьи: Наталья Джумыга
Наряду с такими понятиями как лицо или имидж компании в современных учебных заведениях появился термин имидж лицея. Цель, как и у фирм занимающихся привлечением клиентов, партнеров и инвесторов у школ сильно не отличается. Не секрет, что каждый новый ученик это увеличение средств, выделяемых государством на содержание лицея, плюс средства, ежегодно взимаемые с родителей в фонд школы. Но, как и некоторые клиенты бывают невыносимыми, работа с ними не приносит ожидаемых результатов и считается нерентабельной так и школам не нужны проблемные или трудные дети. Целью учебного заведения является привлечение положительных во всех отношениях детей с респектабельными родителями с хорошим уровнем дохода, способных и желающих платить все школьные взносы. Вспоминается случай из практики, когда ребенку после прохождения в течение года платных курсов у преподавателя младших классов было отказано в приеме в первый класс к данному преподавателю, потому, что результат рисуночного теста был интерпретирован как неуважение к учителю. Говорю с этим ребенком: спокойный мальчик, с увлечением рассказывающий о коллекции минералов и физических опытах которые он делает вместе с папой. К тому времени он был уже в четвертом классе и никаких серьезных конфликтов с учителем за время учебы у него не было. Одной из составляющих имиджа является форма учащихся. И нет предела совершенству в представлении администрации, каждый год появляются новые требования, чтобы ученики имели «товарный вид» и презентовали лицей с лучшей стороны. И вроде нет в этом ничего плохого, но кажется мне, что акцент учебного заведения несколько смещен с фокуса обучения и воспитания на поддержание внешней респектабельности и успешности. И в погоне за этим «чудом чудным» забывают о самом главном, о детях. Вместо того, чтобы с хорошим настроением детям и учителям начать учебный год и все внимание уделить учебным предметам, учителя вынуждены отвлекаться на замечания по поводу формы, а дети переживать из-за некорректных и даже оскорбительных высказываний по этому поводу некоторых учителей. Тем боле ребенку не понятно, почему все прошлые годы его внешний вид вписывался в понятие формы, а теперь совершенно ему не соответствует. И что изменится для учителя, объясняющего материал, или для ребенка, пришедшего в школу за знаниями и общением со сверстники, если вместо черных брюк он будет в джинсах того же цвета, а на его белой рубашке будут тонкие синие полоски? А может быть галстук сделает из него вундеркинда? Или может быть причина в том, что для удобства родителей школа ссылается на фирму, которая эту форму продает? Но дело даже не в этом, а в том, что скрывается за внешней респектабельностью заведения. Дети с проблемами, как уже говорилось выше ни одному учебному заведению не нужны, не смотря на то, что школьные учителя и психологи являются теми самыми специалистами, которые учились в вузе, для того чтобы помочь детям преодолеть трудности в обучении, возрастные кризисы и периоды дезадаптации, естественно, совместно с родителями. Но почему-то опыт работы показывает, что школе удобнее выставить ребенка виноватым и «неправильным», обвинить во всех проблемах семью и любыми способами исключить ребенка из учебного заведения, и в эту травлю нередко вовлекают родителей других учеников. Потому, что ребенок в данном случае является не главной ценностью, а маленьким винтиком в машине, работающей над созданием положительного имиджа. Есть такой прием в продажах, когда акцент делается на положительных сторонах товара, а его недостатки умалчиваются. Не напоминает? Если один из учеников принес в школу опасный предмет и нанес травму другому, это надо обязательно скрыть, иначе пострадает имидж лицея. Если ребенок купил в школе наркотики и чуть не умер на ее территории, его надо исключить. Вспоминается плакат советских времен: «Он позорит наши ряды!». Куда идти исключенным детям? Ведь все другие школы тоже заботятся об имидже? Как сложится их жизнь? Ведь они не закоренелые преступники и имеют право на ошибку. Тем более при правильном подходе и отсутствии серьезных медицинских диагнозов дети способны измениться. В каком-то старом советском фильме есть фраза, которую говорит бывалый работник торговли пришедшему практиканту: «Если клиент смотрит на весы, обсчитываем, если смотрит на деньги – обвешиваем. Клиент не может следить за тем и другим». И не является ли акцентирование фокуса всеобщего внимания на презентабельной школьной форме учеников попыткой переключить его с проблем учебного и воспитательного процесса. Ведь и учителя и администрация "не может следить за тем и другим" и усилия и внимание тратятся не на самое важное. Хотелось бы, чтобы воспитание и обучение было в приоритете, а помощь трудным детям считалась престижной и привлекала в школу новых учеников, самых разных, ведь невозможно всех причесать под одну гребенку. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|