Век одиночества
Нередко можно услышать, что сейчас властвует «век одиночества», что мир охвачен «эпидемией одиночества». Однако нет оснований утверждать, что в наше время одиночества стало больше, чем раньше. Проведенные эпидемиологические исследования, позволяющие проследить тенденции последних десятилетий, скорее свидетельствуют о том, что никаких изменений не произошло. Если подойти с терминологической точки зрения, видно, что понятие одиночества не возникло внезапно и не получило такого лавинообразного распространения, как это, к примеру, произошло с понятием скуки. Различные вариации этого понятия были в ходу начиная с писаний Ветхого Завета и используются по сей день. В эпоху Просвещения и, позднее, романтизма произошел заметный всплеск активности в дискуссии об одиночестве, как и в случае с понятием «скука», однако, в отличие от скуки, одиночество было хорошо известно и признано общечеловеческим чувством задолго до этого времени. В последние годы отмечается увеличение количества исследований по этой теме, и возросшее внимание к проблеме одиночества может внушить мысль о том, что и сама проблема усугубилась, однако в данном случае это представление будет ошибочным.
Одиноким можно быть по-разному
Одиноким можно быть по-разному: среди шумной толпы или у себя дома, на лоне природы или в пустой церкви. Время от времени каждый испытывает одиночество. Человек, которому никогда не было одиноко, скорее всего страдает отклонениями в эмоциональном развитии. Всё дело в том, что с самого детства все испытывают потребность в связи с другими людьми, и в жизни случаются моменты, когда эта потребность не может быть удовлетворена.
Воспринимая общие суждения об одиноких людях, необходимо всегда помнить, что причины и субъективное восприятие одиночества могут быть весьма различны. Одиночество, от которого страдает жертва травли на работе или в школе, имеет прежде всего внешние причины, в отличие от одиночества человека, который всю жизнь был окружен друзьями и окутан заботой членов семьи. В последнем случае причины лежат скорее в эмоциональных и когнитивных особенностях конкретного индивида, а также их развитии.
У любви есть своя цена
У любви есть своя цена, и в нее всегда включено одиночество. Всякий, кому доводилось любить, сталкивался и с чувством одиночества, когда любимый человек начинал отдаляться – в физическом или эмоциональном смысле. Конечно, можно попытаться стать неуязвимым, отказавшись от близких отношений, но ценой такой неуязвимости станет ещё большее одиночество. Одиночество – это значимый разрыв с другими людьми, а также с теми сторонами своей личности, которые проявляются лишь в отношениях и межчеловеческом взаимодействии. В сущности, в одиночестве вообще нельзя стать человеком. Людьми нас делают связи с окружающими и опыт, который мы получаем во взаимодействии с ними. Но необходимы не просто люди. Необходимо быть нужным им.
В целом люди склонны утверждать, что время, проведенное с кем-то, приносит больше удовольствия, чем время в одиночестве, однако и здесь всё достаточно индивидуально. Само по себе одиночество не является позитивным или негативным состоянием. Многое зависит от контекста. В ситуации одиночества – уединения – единения с самим собой – переживаем самые лучшие и самые худшие моменты нашей жизни. Некоторые признают, что переживание одиночества весьма болезненно, но необходимо для того, чтобы вырасти как личность. Именно поэтому Рильке пишет: «Любите одиночество и встречайте боль, которую оно причиняет Вам, звучной и красивой жалобой».
Жизнь не может дать никаких гарантий
Жизнь не может дать никаких гарантий того, что людская потребность в связи с другими будет удовлетворена. Некоторые люди чувствуют себя одинокими время от времени, другие – практически никогда, а третьи – постоянно. Человек сталкивается с одиночеством и в повседневной жизни, и в ситуации серьёзного жизненного кризиса. Всем знакомо чувство одиночества, но переживает его каждый по-разному. Людей, для которых одиночество представляет тревожную проблему в течение долгого времени, не так уж много. Некоторые люди испытывают чувство одиночества в связи с таким разнообразием поводов и так часто, что их одиночество можно назвать хроническим. Эпизодическое одиночество является, без сомнения, неприятным и болезненным переживанием, однако с ним вполне можно справиться, тогда как хроническое состояние одиночества может подорвать саму основу существования человека.
В качестве примера: Трэвиса Бикла, героя фильма Мартина Скорсезе «Таксист». Он говорит: «Одиночество преследовало меня. Повсюду. В барах, в машинах, на тротуарах, в магазинах – везде». Эта тема часто поднимается в Священном Писании. В Псалтири Давид сетует, что никто не хочет знать его. В Книге Екклесиаста написано, что жизнь одинокого человека полна невзгод. И едва ли найдётся человек более одинокий, нежели Иов. Разве что сам Иисус на кресте.
Английский язык различает два понятия: loneliness и solitude. Изначально эти слова употреблялись в одном смысле, однако со временем утвердилось некоторое различие в их значениях, и теперь loneliness используют для обозначения одиночества в негативном смысле, а solitude – в позитивном, как русское слово «уединение». Впрочем, встречаются исключения. Так, в известном джазовом стандарте Дюка Эллингтона «Solitude» лирический герой предается воспоминаниям об умершей возлюбленной, и отчаяние его так велико, что он боится потерять рассудок. В норвежском языке нет отдельных слов для обозначения этих понятий, поэтому автор пользуется описательными терминами «плохое» и «хорошее» одиночество. В психологическом и социологическом дискурсе «плохому» одиночеству уделяется значительно больше внимания, нежели «хорошему», тогда как в философской литературе освещаются обе стороны этого явления.
Изоляция, которую человек не осознаёт, не равна одиночеству, поскольку одиночество по определению включает в себя дискомфорт или болезненное переживание отсутствия связи с другими людьми. Тоска по общению является обязательной составляющей чувства одиночества. Эта тоска подразумевает желание свести на нет физическую или психологическую дистанцию между субъектом и теми, кто ему небезразличен. Это потребность в близости, тоска по умершему другу или члену семьи, переехавшему из родительского дома ребенку или родителям в отъезде, по ушедшему от нас возлюбленному. Это желание большей степени близости с кем-то, кто физически присутствует рядом, как бывает в браке, где супруги стали чужими друг другу. Эта тоска может быть смутной, как потребность в близости с кем-нибудь, кого мы даже не можем назвать. Если нет этой болезненной тоски, человек может быть один, но не одинок. В психологии существует диагноз «социальная ангедония». Пациенты с таким диагнозом не заинтересованы в контакте с другими людьми и этим отличаются от пациентов с диагнозом «социофобия», так как последние страдают от гораздо более сильного противоречия в своих социальных отношениях: они и стремятся к контакту, и страшатся его. Человек, страдающий социальной ангедонией, практически не испытывает потребности в социальном контакте, а, следовательно, не склонен испытывать чувство одиночества.
Существует множество различных определений одиночества, но у всех этих определений есть общие элементы: чувство боли или печали, переживание собственной изоляции или отделенность, ощущение недостатка близости с другими людьми. Большинство определений одиночества являются вариациями этого набора компонентов. И они ничего не говорят о том, обусловлено ли одиночество внутренними или внешними причинами, является ли оно продуктом собственной конституции индивида или результатом воздействия обстоятельств. Попытка определить одиночество через отсутствие социальной поддержки, как это делает норвежский Институт здравоохранения, едва ли будет удачной, поскольку существуют люди, получающие достаточную социальную поддержку в общепринятом понимании, и тем не менее страдающие от хронического чувства одиночества. И наоборот: некоторые люди, не получающие достаточной социальной поддержки, тем не менее не страдают от одиночества. Существует определенная статистическая корреляция между социальной поддержкой и одиночеством, но она не является обязательной, и, следовательно, одиночество следует определять на основе субъективного ощущения, а не объективных показателей, к которым относится и качество социальной поддержки.
Итак, одиночество – это эмоциональный ответ на то, что наша потребность в контакте с другими не удовлетворена. Здесь важно подчеркнуть, что одиночество является чувством, чтобы не путать его с другими явлениями и, в частности, с ситуацией, когда человек остается один. Быть одному и быть одиноким – это совершенно разные вещи. Они не коррелируют ни логически, ни эмпирически. Эта боль сродни физической и, судя по всему, передается по тем же путям нервной системы. Как и физическая боль, эта боль заставляет нас избегать ее причины, в данном случае социальной изоляции. Кроме того, существует ряд характерных черт, которые коррелируют с чувством одиночества и затрудняют налаживание контакта с другими людьми. Другими словами, одиночество имеет тенденцию к самоусилению.