Дружба: простить или нет?

Обман, злая шутка, сплетня, молчание... Нарциссическая рана, которую нанес нам друг, не заживает годами. Прощение возможно, только если принять его и себя. И пересмотреть свой взгляд на дружбу.

Дружба простить или нет

Мы дружили с ней с пятого класса. Практически до выпускного. Вместе учились, сидели за одной партой, даже жили в одном подъезде, с разницей в один этаж. Она была старше меня на 2 года. Из-за травмы ноги в детстве и перенесенной операции, пошла в школу на год позже. Я часто тогда защищала ее от жестоких детских высказываний о ее хромоте, и не понимала, почему она благодарит за это. Ведь для меня это было так естественно: не дать в обиду друга.

Шли годы. Мы росли. И пережили многое. Болтовня обо всём на свете, секретики, свидания с мальчиками, первые дискотеки, прогулки, слёзы, субкультура, сочинение песен под гитару, первый авто-стоп и ночевка под открытым летним небом на одной скамейке, прижавшись друг к другу для согреву, просмотр запрещенных видео-кассет старшей сестры…. Многое-многое из того, что было в первый раз в нашей жизни, мы разделили пополам.



Мы даже пережили вторжение в наш дуэт еще одной девочки. Дружба, конечно же, стала другой. С одной стороны, она добавила разнообразия и какую-то свежую струю, с другой стороны, появилось непонимание, недосказанности и недомолвки. В общем, наше трио разделилось на  два разных дуэта.

Однажды, в один прекрасный школьный день, когда мы, как обычно, кучкой избранных стояли на переменке, болтали и хихикали, в разговоре промелькнула какая-то ехидная нотка в мой адрес. Точнее, она рассказала на всеобщее обозрение что-то очень лично-интимное обо мне, то, про что я поделилась только с ней. Мне стало очень неприятно, что мои тайны выдаются на публику с такой легкостью и иронией. Я почувствовала, что меня предали. С того самого дня я перестала с ней разговаривать. Она не извинилась ни тогда, ни после. Никаких выяснений и разговоров с ее стороны не последовало. Я также считала, что выяснять, собственно, и нечего, что дружбе пришел конец.

Мы продолжали сидеть за одной партой, потому что это был последний год нашего обучения в школе. Общение было сухим и деловым и сводилось к следующим диалогам:

 - У тебя есть запасная ручка?

- Да, возьми.

И все в таком духе. Я всегда отличалась серьезностью, собранностью,  организованностью и автономностью. Сходить в библиотеку или на прогулку в одиночестве мне не составляло труда. Мне даже в какой-то мере стало легче без нее. Больше не приходилось ждать, пока она соберется, не приходилось отменять прогулку, потому что она передумала или потому, что не в настроении. Она была творческой натурой, и это объясняло ее поведение, рассеянность, невнимательность. Видимо, это и объединяло нас: наша непохожесть. Я не умела рисовать, играть на гитаре, прогуливать школу, она не умела быть ответственной, последовательной, серьезной.

Она поступила на архитектурный факультет и уехала в другой город. Я поступила в местный колледж и осталась. Появились другие интересы и новая компания.

Позже, мы периодически сталкивались с ней, когда она приезжала к родителям. Мы здоровались, вели вежливо-светские беседы на общепринятые темы, но никогда больше не было ничего личного и глубокого. Через несколько лет мои родители продали жилье в этом доме, и мы утеряли связь окончательно.

Периодически я заглядываю в свою «коробку воспоминаний», где хранятся старые письма друзей, открытки, какие-то памятные мелочи. Там также хранится несколько моих школьных дневников. Когда я их пересматриваю и читаю в конце поздравительные записи одноклассников с окончанием учебного года, то нахожу и ее пожелания. Естественно, она писала их еще до нашей ссоры. Они про то, что она меня очень любит и представляет, как мы с ней будем дружить до глубокой старости, сидеть на лавочке бабушками, грызть семечки и болтать обо всем. В общем, воображение у нее всегда отлично работало. Очень скоро будет 20 лет со дня окончания школы…

Сегодня та ссора кажется глупостью и нелепостью. Я уже взрослая женщина, которая знает себя настолько, что не боится быть собой и показать саму себя этому миру. Уже все в порядке с самооценкой, самореализацией, со своим внутренним миром. Но подросток всегда нуждается в друге, который, как зеркало, отразит его чувства, переживания, страхи, все то, что он сам испытывает. Ведь вместе не так страшно.

Я думаю, что когда проходит определенный возрастной этап, меняется и наше окружение, наши друзья и знакомые. С кем-то мы расходимся, с кем-то встречаемся. Это естественный процесс течения жизни. Главное, внутренне поблагодарить того человека за то, что он был рядом, научил, показал, пережил вместе с нами тот важный отрезок нашего жизненного пути. Это было что-то очень ценное, важное и неповторимое. Надо отпустить обиды и принять другое в другом.

В своей последней книге Райзман пишет о дружбе так: "Друг - это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства".

То есть можно сказать, что дружба – это что-то альтруистическое и искреннее. Я желаю всем почаще искренне дарить радость нашим друзьям, и чтобы это было взаимно!

Автор: Ольга Левко, психолог

19.07.2016



Просмотров: 327
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Да не очень-то и надо было!
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Я полюблю себя, когда меня полюбит кто-то другой
  • Обнимайте друг друга, продолжайте говорить даже тогда, когда ссоритесь
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • Если б ты меня любил, всё было бы по-другому...
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Когда в детстве не было принято разговаривать о своих проблемах
  • Почему с одной женщиной мужчина хочет быть, а от другой – бежит
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • Люби меня как я тебя, и будем вместе мы всегда
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • А поговорить? или Какие вопросы нужно (было) задать друг другу, прежде чем вступать в брак? (введение)
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Мне всегда было его жалко, но я не испытывала любви к нему
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь