|
Внутренние феномены пограничного состояния. СтенаАвтор статьи: Ситникова Ирина Павловна
Внутренние феномены пограничного состояния. Стена. Человек с пограничным расстройством личности живёт за стеной недоверия. Эта стена отделяет его параноидальную, наполненную преследующими объектами, реальность от либидинальной, наполненной удовольствием, реальности. Эта стена выполняет защитную функцию - оберегает от уничтожения, но она же и «убивает» человека, потому что, чем выше забор, тем хуже просматривается местность, тем меньше общения, тем меньше доверия, тем больше паранойи. Человек, осознавший наличие этой стены, и осознавший, наряду с защищающей, и «убивающую» функцию стены, желает от неё избавиться. То есть в какой-то момент он говорит - всё, мне надоела эта паранойя, я хочу от неё избавиться. И вот он полон доверия к миру, открыт. И в какой-то момент что-то происходит, что-то пугающее. И так как стены нет, человек пугается ещё больше, то есть он вместо привычной, ровной тревоги за стеной взрывается ужасом и паникой на открытой местности. Как всегда нужно время. Как всегда образуется пробел там, где раньше была тревога. И, как всегда, открывается другой полюс - вместо привычной тревоги за высоким забором паника в тот момент, когда что-то угрожает(возможно только в воображении), а забор уже снесён. Как всегда именно этот переход, этот коридор, это мучительное рождение в другую реальность пугает больше, чем та привычная реальность, которая была. Старый берег покинут, к новому ещё не причалили. И мы плывём. И ужас смерти, паника, метания вместо равномерных гребков. И,как всегда, нужен кто-то, кто будет кричать с того берега, куда плывёт путешественник - успокойся, всё хорошо, греби, ты умеешь плавать, я тебя жду, завтра над этим посмеёмся. Если паранойя велика, ужас может достигнуть размеров сумасшествия. То есть добавляется ещё и страх сумасшествия. Внутренне человеку кажется, что ничего не изменилось, стена, как была, так и осталась, просто он забыл про неё, но она не исчезла никуда и вот теперь, он влепился в неё с разбегу так, что искры посыпались из глаз. И возникает ощущение, что не надо было и пытаться жить открыто, это ни к чему хорошему не привело, как он и предполагал. Всё стало только хуже. После минуты любви кошмар страха. И многие мои клиенты так и говорят - я боюсь даже пытаться открыться и снова довериться этому миру, я боюсь, что всё станет ещё хуже. Да, в каком-то смысле и на какое-то время это так. Но они не осознают, что это ухудшение связано с освобождением. Прежде, чем от чего-то освободиться, нужно в это погрузиться. И вот, пока Вы боретесь с течением и в ужасе гребёте к другому берегу, преодолевая себя, своё желание вернуться к знакомому берегу, вода смывает с Вас груз прежнего опыта и к другому берегу Вы приплываете уже без груза - Вы поняли, что Вы можете преодолеть что-то и снаружи и внутри себя. Путешественник не осознаёт, что сам этот ужас - это и есть катарсис. Он считает, что это то плохое, чего он ожидал ивот оно происходит. Психика парадоксальна - чтобы вернуться, нужно двигаться вперёд, чтобы освободиться от чего-то в это нужно войти. Но на пути всегда стоит ум. Он логичен, то есть последователен. И он призывает вернуться и, таким образом, справиться со страхом. Но Вы не справитесь со страхом. Вы вернётесь и восстановите забор и теперь ещё дополнительно пустите по нему ток, потому что паранойи стало ещё больше, ведь ум оказался прав, предупреждая - даже и не пытайся, сиди там, где сидишь, так и сиди за стеной всю жизнь, и плевать, что ты не живёшь, зато ты думаешь, что живёшь, думаешь, что ты спасён. И этого достаточно. Довольствуйся малым, не жди многого, не мечтай о многом, иначе будет хуже. Но ум не объясняет, что «хуже будет» – это только про конкретный момент перехода, который, как и любой переход связан с перегрузками. Ум говорит - там будет хуже, сиди здесь. А, когда наступает катарсис ум говорит - ну, вот видишь,я же тебя предупреждал, что будет только хуже, вот видишь, ты сходишь с ума. Но это и есть желанный результат - сойти с ума, то есть оттолкнуться от одного берега и поплыть к другому. А как только Вы достигнете другого берега, ум скажет- ну вот, дурачок, видишь ,как всё хорошо, а ты боялся, что погибнешь, рискнув. Погибнуть и правда можно, если человек запаникует. Запаникует и пойдёт ко дну. И ум скажет - ну вот, видишь, дурачок, я же тебе говорил, нужно было слушать меня, сидел бы сейчас за стеной. Но дело в том, что, если бы человек не слушал ум, не слушал те доводы, которые ум привнёс из предыдущего опыта и, который не имеет никакого отношения к текущему моменту, человек бы не утонул, потому что верил бы в то, что всё будет хорошо и спокойно плыл к другому берегу. Но вот, всё обошлось, Вы смогли справиться с паникой, и выбрались на берег. И ум мгновенно начинает адаптацию к новому опыту - доверию. Таким образом, испуган был Ваш ум, не Вы. Ум - это слуга, а мы принимаем его за хозяина. Об этом давно знают просветлённые, но каждому из нас, чтобы стать хозяином своей жизни, нужно пережить этот опыт – разотождествления(сепарации, разочарования) с умом, потом у что мы не только ум, мы больше ума. Ум- это адаптер к реальности, это инструмент приспособления. Уму нельзя позволять становиться хозяином нашей жизни, нельзя позволять уму без цензуры руководить нами на основе прежнего опыта, нельзя привносить старый опыт в новые ситуации. Нужно быть здесь и сейчас. Нужно периодически чистить свой ум и выбрасывать всё ненужное на текущий момент, выбрасывать всё устаревшее. Нельзя таскать весь свой «жизненный хлам» за собой, иначе мы не сможем воспользоваться безграничными возможностями, которые предоставляет нам жизнь. Наша паранойя - это наш ум. Почему важно периодически разотождествляться со своим умом? Потому что наши мысли, наши чувства, наши ожидания и представления сегодня - это наше завтра. Мы буквально творим свою реальность. Если у нас параноидальное прошлое, мы творим параноидальное настоящее. Если у нас параноидальное настоящее, мы творим параноидальное будущее. Любые изменения – это перезагрузка, потому что ум- это компьютер. Но для того, чтобы перезагрузить нужно стереть сначала старую программу, а затем прописать новую. И вот это межвременье воспринимается одной нашей частью – умом, как смерть и это пугает нас, останавливает нас и не даёт нам меняться. В момент пробела остаётся только наблюдатель, остаётся, собственно тот, кто пишет новую программу. Остаётся творец. Остаётся тот, кто не является умом. И это так пугает, что человек готов отказаться от изменений. Человек встречается с собой, со своей сущностью творца, понимает, что он сам творит свою реальность и это так пугает (видимо той степенью ответственности, которая открывается вместе со свободой), что человек готов от всего отказаться и вернуться на зависимую позицию - опять стать игрушкой для своего собственного ума, опять стать рабом своего ума, позволить ему стать своим хозяином, отказаться быть творцом своей жизни. Получается, что мы сами не даём себе меняться, вернее, одна наша часть, которую мы и принимаем за всего себя –ум -не даёт нам меняться. Ум – это наш Ангел- Хранитель и наш персональный Демон. Но, если мы отказываемся от свободы, тогда добро пожаловать в тюрьму - жизнь за стеной. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|