Роль женщины в российском обществе

Автор: психолог Ирина Соловьева

Современная российская культура, несмотря на провозглашенные «демократические ценности», а до этого – «советское равенство», остается патриархальной. Для того, чтобы поменялись глубинные убеждения, нужны даже не десятилетия эволюции культуры, а столетия. 40 лет, в течение которых Моисей водил свой народ по пустыне, чтобы изжить дух рабства – метафора.

Важна не цифра, а сама идея. С точки зрения развития культуры, 40 лет – ничто, как секунда в человеческой жизни.

Патриархальные ценности пришли к нам в IX веке из Византии вместе с христианством, и многочисленные женские божества славянского пантеона померкли на фоне Бога-отца и Святой Троицы, не включающей в себя женскую часть как таковую. В свою очередь, византийское христианство – наследие, с одной стороны, патриархального иудаизма, из которого выросло христианство как таковое. С другой – Античного мира, этой «колыбели цивилизации», Древней Греции и Древнего Рима, павших, полузабытых, но все еще влиятельных, пустивших молодые побеги в зарождающиеся цивилизации Европы. Таким образом, женские энергии, сильные на Руси, были обесценены пришедшими патриархальными ценностями.


 

О феномене патриархата как такового замечательно пишет аналитический психолог Луиджи Зойя в своей книге «Отец». Страх мужчин перед женщиной как объектом собственных влечений заставляет психологически защищаться путем доминирования, контроля и обесценивания. Мужчина боится потерять себя в контакте с женщиной, быть символически поглощенным ей: отсюда частый мифологический, сказочный мотив заманивания мужчины в ловушку прекрасной коварной женщиной, будь то зазывающая на риф русалка, владычица колдовского замка и т.д. Какова же роль женщины в обществе?

Роль женщины в российском обществе

Этот механизм базируется на архетипическом мужском страхе: страхе поглощения. Ведь во время полового акта мужчина входит в женщину, в это сокрытое неизвестное пространство: мало ли что там? сможет ли он выйти обратно? Репродуктивные органы женщины скрыты, женщина изначально загадочна и неизведанна, а все неизвестное пугает, начинает обрастать фантазиями и иллюзиями. «Ничто не пугает так, как закрытая дверь», — говорил король ужасов А.Хичкок. Для сравнения: мужская репродуктивная система была изучена еще в Античности, женская… в XIX веке!

Женщина изначально ближе к природе, т.к. несет в себе большую часть нагрузки по деторождению. Мужчина – более социален. Женщина выстраивает функционирование семьи, мужчина – социума. Не случайно образ Родины для нас несет отпечаток материнства: «Родина-мать зовет!»

А вот государство, закон ассоциируются с мужским миром. Любая цивилизация начинается с правил, с появления закона и его неукоснительного соблюдения. Поведение перестает быть инстинктивным – человек начинает им управлять… и нести ответственность за свое поведение1 Это плата за блага цивилизации, которыми мы пользуемся.

На определенном этапе западная цивилизация стала выстраивать с природой отношения не сотрудничества, а покорения, власти, доминирования. «Человек – царь природы!» Возникает вопрос: если человек – «царь», то кто же тогда Природа?.. Тогда «цивилизованный» мир мужчин начал покорение «природного» мира женщины. Страх отступить от закона, правил ,потерять цивилизованность, потерять СЕБЯ, заставил мужчин боятся женщин.

И как психологическая защита возникают следующие механизмы:

  1. Максимальный контроль за женщиной, ее поведением, ее судьбой. В патриархальном обществе мужчина все решает за женщину: замуж выдает отец, далее контролирует муж… Во многих обществах женщина даже сейчас не может без разрешения мужа выйти из дома.

В патриархальных обществах это неравенство отражено даже в речи: под «человеком» понимается мужчина, для женщин существует другое обозначение. Женщина не являет собой ценность сама по себе: пока она не замужем, она вообще ничего не стоит. Лишь с момента замужества у женщины появляется хоть какой-то статус в обществе, пускай минимальный, но контроль за совей жизнью: например, право краситься. Статус замужней позволяет женщине хоть в малой степени вернуть себе достоинство. Но и этого мало – она должна родить сына, произвести на свет мужчину, только тогда она действительно будет признана обществом как его полноценный член. Но! только в статусе матери.

Поэтому в патриархальном обществе мать так сильно привязана к сыну: для нее это шанс вернуть себе достоинство, выйти из состояния хронической униженности. Символически «обрести фаллос» как символ власти, самостоятельности, полноценности в патриархальном обществе. А родившаяся дочь с самого начала получает травму отвержения родителями: ей не рады. Так возникает замкнутый круг: обесценивание женщины и сверх-значимость мужчины.

  • Обеценивание и демонизирование (как вариант обесценивания) женщины. Страх женщины приводит к страху собственных проявлений женственности, а женские черты всегда присутствуют в мужчине, как и мужские в женщине. Боясь проявить женскую часть своей природы и тем самым поставить под угрозу свой статус в мужском мире, мужчина подавляет свою женственность и обесценивает женщин вовне. Образ женщины начинает принимать карикатурные черты, возникают уничижительные стереотипы: «Бабы – дуры», «Волос у бабы длинный, ум – короткий», «Курица – не птица, женщина – не человек» и т.д.
  • Повторимся: подобное обесценивание для мужчины – неудачная форма самозащиты. Попытка вместо развития собственной мужественности обесценить женственность как таковую. При этом женщина остается объектом притяжения для мужчины. И тогда как следствие возникает так называемый «комплекс Мадонны и проститутки». Это расщепление и противопоставление подобно метафорам «белое-черное», «день-ночь», «добро-зло»…

    При этом образ «Мадонны» на самом деле не является здоровой моделью женственности. Само название – «Мадонна» — подразумевает лишь материнский аспект. Женщина полноценна лишь как мать, вынашивающая для мужа детей, вернее даже – сына. До сих пор в восточных странах муж может прогнать жену с младенцем, если та родила ему первенцем дочь, а не сына. Женщина как своего рода «инкубатор», и этот инкубатор должен быть идеальным. Сексуальность женщины закрыта, неразвита, ведь сексуальность раскрытая может привлечь к женщине других партнеров, и тогда нет гарантии точного отцовства. «Непорочность», ценность девственности характерны именно для патриархальных культур.

    На женщину-«Мадонну» сексуальность мужчины не может быть направлена в полной степени, ведь это – материнский образ, а инцест запрещен. Но сексуальность-то никуда не девается, она нуждается в выражении. И тогда как теневая сторона сексуальности возникает образ обесцененной демонизированной женщины – «проститутки». При этом «проституткой» становится любая женщина, не вписавшаяся в образ «Мадонны»: потому что она курит и т.д.

    Возникает парадокс: мужчина в такой культуре стремится соблазнить женщину, а когда она откликается на его чувства и страсть ответными чувствами и страстью, он сразу же ее обесценивает.

    Подобное расщепление формируется и у женщин как у «детей» той же культуры. Возникает вопрос – с кем идентифицируется женщина. Мы смотрим на себя чужими глазами, бессознательно оправдываем ожидания окружающих. Женщина, идентифицировавшаяся с «Мадонной», имеет идеализированное ложное представление о себе, пуская и очень приятное. Она не знает – какая она на самом деле. Ее можно сравнить со средневековой китаянкой с забинтованными ножками: китаянкам перетягивали стопу в детстве, чтобы она была умилительно маленькой, бедняжки не могли даже ходить – стопа взрослой женщины не превышала 7 см в длину!

    Точно так же «бинтуют» и ограничивают жесткие социальные запреты. Невозможно стать собой даже в одиночестве… У женщин-«Мадонн» зажата сексуальность, проблемы с оргазмом или даже просто с удовольствием от секса, т.к. бессознательно секс воспринимается как нечто грязное и опошляющее любовь. Часты менструальные боли, гинекологические проблемы… Иллюстрацией может служить анекдот о брачной ночи английского лорда:

    — Дорогая, я сделал вам больно?

    — Нет, дорогой.

    — Тогда почему вы вскрикнули?

    Но еще более вредоносный для идентификации сценарий «проститутки». Патриархальное общество живет по жестко регламентированным правилам. В случае их нарушения девушка сразу же становится проституткой в глазах общества… и в своих собственных. И, раз нарушив правила, девушка перестает ценить и уважать себя и свое тело, и ее половая жизнь может стать беспорядочной. Это печальное следствие того, что женщина не смогла себя защитить о стереотипов…

    При этом печаль добавляет следующий факт: по статистике значительная часть случаев потери девственности связана не с желанием девушки вступить в сексуальную связь, а со страхом, что в случае отказа ее бросит мужчина. Но патриархальный мужчина, сумевший соблазнить девушку, тут же обесценивает ее, теряет уважение…

    Хорошее представление о патриархальном устройстве женско-мужских отношений дает страшная, печальная и трогательная биография палестинской девушки по имени Суад: «Суад. Сожженная заживо». Наша современница, она описывает жизнь в палестинской деревне. Из страха она уступила мужчине, в которого была влюблена, и забеременела. Он сразу же ее бросил и сбежал, зная, что за «преступление чести» ее убьют: но попытка покушения провалилась (ее облили бензином и подожгли). Со множественными ожогами Суад была вывезена в Европу международной благотворительной организацией. К счастью, ребенка тоже удалось спасти. Уже в эмиграции, годы спустя Суад написала биографию.

    Такое расщепление женского образа приводит к любовным треугольникам и изменам в патриархальном обществе: идеализированная жена-«Мадонна» и обесцененная любовница-«проститутка».

    Таким образом, измены, любовные треугольники, постоянная сексуальная неудовлетворенность, сексуальная дисгармония в браке – плата за подавление женщины в патриархальном обществе. Но – не вся. Есть и другой аспект в патриархальном решении вопроса мужской сексуальности.

    Образ женщины обесценен, даже женщина-«Мадонна» — просто подходящая мать для детей. А любить можно только равного. Гетеросексуальные отношения обесцениваются, и тогда возникают… гомосексуальные. В патриархальном обществе распространен мужской гомосексуализм. Он может быть явным: в Античности самой прекрасной формой отношений считалась любовь между зрелым мужчиной и мальчиком. Про этом в наше время гомофобии мало говорят, но воинов в походах сопровождали мальчики, которые были не просто оруженосцами, но и объектами для сексуального удовлетворения. А дома, естественно, оставалась жена – присматривать за детьми..

    Платон, Аристотель и многие ученые мужи, заложившие философские основы западного общества, были бисексуалами либо гомосексуалистами. Мужеложество процветало в католических монастырях средневековой Европы – цивилизации, зародившейся на осколках Античного мира. Охоту на ведьм связывают именно с женоненавистничеством. Не имея полноценного контакта с женскими энергиями в своей обществе, а значит и со своими, мужчины демонизировали женщин – защищаясь от собственных желаний и неудовлетворенных потребностей. Это отражает несколько злой анекдот:

    — Почему инквизиторы сжигали ведьм?

    — Им не хватало женского тепла.

    Писатель и сатирик М.Н.Задорнов совершенно замечательно заметил в одном из своих монологов:

    — Инквизиция сжигала ведьм, потому что среди католиков было много мужеложцев. А у нас никогда Инквизиции не было, потому что наши попы всегда были бабниками!

    Дисгармония всегда взаимна. И если женские энергии в культуре подавлены, мужские тоже страдают. Мужские образы в патриархальной культуре вариативны, разнообразны, интересны: начиная с античных авторов, далее европейская средневековая литература и Просвещение. А вот женские образы упрощены и однозначны. К примеру, Луиджи Зойя делит женские литературные образы античности на 2 типа:

    1. Демонизированные образы. Женщины-соблазнительницы, предательницы и т.д. вредоносные для мужчин (Елена, из-за которой вспыхнула Троянская война).
    2. Женщины, помогающие мужчинам, обслуживающие их интересы, полезные для мужчин (Афина, помогающая героям, и т.д.).

    То есть в основе лежит мужецентристская позиция: женщина или полезна мужчине, или опасна для него.

    Подобное неравенство сохраняется и до сих пор… Отсюда бОльшая вариативность мужских образов в сравнении с женскими.

     

    Подробнее о женских ролях и ипостасях читайте в книге Ирины Соловьевой



     

    источник https://solirina.ru/materialy/stati/dela-lyubovnye/229-zhenshchina-glazami-muzhchiny-i-muzhchina-glazami-obshchestva 



    Просмотров: 427
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Женщина – усилитель мужчины, а мужчина успокоитель – женщины
  • Мужчина и женщина: кто кого выбирает на самом деле? (глазами женщины)
  • Почему мужчина может уйти даже от любимой женщины
  • Почему мужчина зависим от женщины? (Каким образом женщина контейнирует мужчину).
  • Отношения мужчины и женщины с разницей в возрасте. Когда мужчина значительно старше женщины (10+)
  • Мужчина должен женщине только потому, что он мужчина, а она женщина?
  • Если женщина и мужчина живут, как кошка с собакой, то тогда они – не люди, а животные…
  • Когда женщина не хочет быть женщиной... или женщина и её сексуальность
  • Пока женщина не вернётся к себе, к ней не может вернуться мужчина.
  • Если женщине, нужен лишь бы какой мужчина, она не женщина, а лижбыкакая…
  • Образ и роль отца для женщины ( для мужчин у которых дочери)
  • Для той женщины, которая готова ...осознавать себя как Женщина...
  • Если для женщины главное, чтобы рядом околачивался хоть какой-то мужчина
  • Записки психолога. Cильный мужчина, слабая женщина. Слабый мужчина, сильная женщина
  • Мужчина и женщина. Как быть вместе и сохранить себя.
  • Почему иногда мужчины уходят даже от женщины, которая им действительно нравилась
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Не думайте, что женщины зависят от мужчин больше, чем мужчины от женщин.
  • Чего на самом деле хочет мужчина от своей любимой женщины
  • Что делать, если мужчина не берет на себя ответственность за благополучие женщины?
  • Женатый мужчина – тоже мужчина! Замужняя женщина – тоже женщина!
  • «Хоть плохонький, но свой» или как женщина может «блокировать» успех мужчины
  • Быть человеком: женщины, истребляющие мужчин, истребляющих женщин
  • Женские сексуальные проблемы. Женщина не пускает в свою жизнь мужчин. Проблемы женского одиночества
  • Женщина должна быть слабой, а мужчина героем? Часть 1. Гендерные стереотипы на службе у рекламы
  • Мать-Отец-Ребенок / Мужчина и Женщина.
  • «Настоящий мужчина» глазами влюбленной женщины и влюбленного мужчины
  • Женщина хочет секса, а мужчина не может это дать. Как найти выход?
  • Может ли женщина быть счастлива без мужчины?
  • Может ли Женщина быть Счастливой без Мужчины?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь