|
Концептуальная метафора в работе с МАКАвтор статьи: Шумилова Лариса Владимировна
Концептуальная метафора в работе с МАК
До недавнего времени метафора считалась риторической фигурой речи, предназначение которой – служить лишь украшением языка. Исследования проблемы соотношения языка и сознания, связанные с именами Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона, показали, что суть метафоры лежит на более глубоких уровнях, чем языковой. Это привело к трансформации представлений о метафоре, механизмах ее порождения и роли в человеческой жизни. Метафора буквально пронизывает нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении, и в действии.
Метафора сопоставляет не просто объекты - предметы или вещи, а целые системы понятий из различных областей человеческого опыта,– так называемые концептуальные пространства или концепты (от лат. conceptio – понимание, система). Концепт – это система понятий с определенным множеством разрешенных связей или операций между ними.
Так, например, в метафоре «человек – это волк» (из книги: Роман Уфимцев. Хвост ящерки. Метафизика метафоры. – Калининград: Издательство Оттокар, 2010) сопоставляются не только сами существа, но и концепты, стоящие за их образами – характеры, привычки, устремления, среда обитания, мировоззрение и т. д. При этом образ волка является источником (исходным доменом), а образ человека – мишенью, целью (целевым доменом). В процессе метафоризации некоторые области цели структурируются по образу источника – происходит метафорическая проекция. Метафора взаимообогащает оба концептуальных пространства, привнося в концепт волка антропоморфные – человеческие черты, а в концепт человека – традиции волчьих стай, закон джунглей.
Чем интересна концептуальная метафора в работе с метафорическими ассоциативными карточками? Прежде всего, своей образностью. Согласитесь, что для клиента вопрос: «Что Вы ставите в центр своей жизни?» станет понятнее, когда он соотнесет себя с планетой Земля, которая вращается вокруг Солнца, и осознает значимость своей Главной Звезды. Или – получит озарение, что его ложные ориентиры, напрасные усилия, попытка устоять одновременно в двух покачивающихся на воде лодках – Космический Мусор, от которого нужно избавиться. Образ Космического Мусора будет всплывать в сознании и после сессии (что очень важно, поскольку глубокая проработка проблемы не одномоментна!) всякий раз, когда человек поймает себя на непроизвольном повторении непродуктивных действий.
В рассматриваемой авторской технике «Микрокосм» использованы МАК «Уроки души» Снежаны Филиной. Колода состоит из 80 карт, 55 из них - образы человеческих состояний и эмоций, 25 (пронумерованных, с дополнительной интерпретацией) - образы Духовных состояний, переживаемых при движении по Пути Восхождения Души.
Концептуальная метафора: «Человек – это Космос», где Космос – исходный домен, а Человек – целевой. С древнейших времен человек понимался как Микрокосм, т.е. Вселенная (Макрокосм) в миниатюре. В космическом пространстве человека есть свои галактики со звездами, планетами, орбитами, туманностями, черными дырами, кометами, метеоритами, космическим мусором. О существовании некоторых своих галактик Микрокосм и не догадывается, а в иных у него скопилось огромное количество темной энергии, сознательно удерживаемой, но готовой вырваться наружу, поддавшись бессознательным импульсам.
Предлагаем клиенту вытянуть карточки ВЗ, - в порядке, согласно прилагаемой матрице, проговаривая вслух надписи. Сначала клиент выстраивает ассоциативные цепочки к каждой вытянутой карточке. Затем, если это - карта Духовного состояния, ее значение зачитывает психолог, особо обращая внимание на «ХП» - возможные худшие проявления.
ПРИМЕР РАСКЛАДА В ТЕХНИКЕ «МИКРОКОСМ» (публикуется с согласия клиента)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|