Агиодрама «Святитель Василий Великий распутывает козни отца лжи»

Автор статьи: Леонид Огороднов

Агиодрама «Святитель Василий Великий распутывает козни отца лжи»

Беззаконие мое я сознал и греха моего не скрыл, сказал: «исповедуюсь Господу в беззаконии моем», и Ты простил нечестие сердца моего (Пс. 31:5)

В психотерапии вообще и в агиодраме в частности, мы часто встречаемся с искаженным образом ситуации, который определяет переживания и  поведение клиента. Правда и ложь перемешаны так, что человек самостоятельно не может отделить одно от другого. В качестве примера можно привести эпизод из жития свт. Василия Великого, где описано происшествие с безымянным рабом, заключившим договор с дьяволом.

Сразу оговорюсь, что под дьяволом я понимаю здесь не главу падших ангелов, а психодраматическую роль протагониста, которую можно охарактеризовать как внутреннего манипулятора.  Таким же образом, как Альтер-Эго протагониста, нужно понимать и остальные персонажи агиодрамы – жену раба, ее отца, Василия Великого и прочих.

Еще замечу, что, конечно, причиной вызволения юноши является милосердие Божье, а не «юридическая слабость» заключенного с дьяволом договора. Но в психотерапевтических целях, в целях противостояния внутреннему манипулятору, имеет смысл разобрать действия «дьявола» и договор, которым он угрожает герою эпизода.

История молодого человека и его жены, по тексту Димитрия Ростовского, такова. Дело происходит в 4-м веке, в Кесарии Палестинской, где архиепископом Василий.

Сенатор Протерий, путешествующий по святым местам, задумал отдать свою дочь в монастырь. Дьявол, не желающий этого, возбуждает страсть к девушке в рабе Протерия. Раб обращается к волшебнику, сулит ему золото, но тот отнекивается и отправляет раба к своему патрону, снабдив его ходатайственным письмом. Ночью на языческом кладбище юноша демонстрирует посланцам дьявола рекомендательную записку, и те препровождают его к хозяину. Дьявол сетует на то, что христиане его постоянно обманывают, требует отречения от Христа, и берет с него расписку.

Давайте приглядимся к договору. «Дай же мне расписку в том, что ты добровольно отрекаешься от Христа и крещения, и обещаешь быть моим на веки, и со дня судного будешь терпеть со мною вечную муку: в таком случае я исполню твое желание». Раб, взяв хартию, написал то, чего хотел от него дьявол». Отметим, что обязательства раба, согласно этой бумаге, предельно конкретны, а обязательства дьявола – предельно расплывчаты: «исполню твое желание». О каком желании идет речь?

Раб пришел к волшебнику, чтобы тот волшебством помог ему жениться. Если те же обязательства возьмет на себя и дьявол, то налицо противоречие: с одной стороны раб должен отречься от Христа, с другой - дьявол обещает ему заключение христианского брака. Не возможность тайно обладать девицей, а засвидетельствованный перед Богом и людьми брак. По сути, ничего не меняющая по сравнению со словесным обещанием расписка и является целью действий дьявола, это инструмент психологического давления, обеспечивающий возможность дальнейших манипуляций. Именно поэтому формулировки так туманны.

Следующим шагом многоходовки сатаны является возбуждение плотской страсти в девице.

Собственно, это все, чем может «торговать» сатана, да и то лишь с долей вероятности – девица может и не поддаться посланным к ней с миссией «бесам прелюбодеяния». Возникает вопрос, является ли физическое обладание девицей конечной целью раба? Попробуем узнать это из контекста.

Объятая эротоманией девица шантажом и угрозами заставляет отца отдать ее замуж за раба. Отец, предчувствуя недоброе, но скрепя сердце, устанавливает имущественное и социальное равенство между молодыми, и заключает брак.

Спустя некоторое время некто обращает внимание женщины на то, что ее муж не ходит в церковь и не причащается. Она рыдает, муж пытается ее утешить, но на прямое предложение поутру отправиться к Чаше, вынужден открыть ей правду. Женщина бежит за помощью к святителю Василию.

Рассмотрим сложившуюся ситуацию, как видит ее святитель. Юноша заключил два взаимоисключающих договора. Согласно договору с дьяволом, он отрекся от Христа. В то же время, христианский брак означает, что он венчался с женой «в единую плоть» и в «жизнь во Христе» (обряд включает совместное причастие). Он запутался (чего и добивался дьявол): не может мыслить логично, испытывает вину и перед женой, и перед манипулятором (дьяволом). Он не знает, чего хочет, ведущие его чувства – безнадежность и уныние.  

Жена, согрешившая непослушанием отцу, и тем открывшая себя воздействию бесов, оказывается замужем за нехристианином.  Строго говоря, признание мужа дает ей все основания для расторжения брака, но она этого не делает. Она надеется спасти брак, что позволяет мне предположить, что в этом семье уже обитает любовь, по крайней мере, с ее стороны. Жена видит ложность сложившейся ситуации, способна к покаянию, и поэтому является наиболее здоровой частью семьи.

Дьявол добился того, что отвратил девицу от монашеского пострига. От мужа он добился расписки, это мощный инструмент психологического давления, которым он в дальнейшем будет активно пользоваться. Но своей стратегической цели – погубления двух душ – он не достиг, поскольку для достижения локального успеха был вынужден согласиться на заключение христианского брака. Иначе он не мог бы исполнить желание раба. Но теперь он убеждает мужа, что выполнил свои обязательства. Мужа он держит на крючке, но жена ему ничего не обещала, и может действовать.

И она действует. Справиться с ситуацией сама она не может, поэтому обращается за помощью к Василию. Если жену можно рассматривать как раненую совесть юноши, то Василий олицетворяет действующее начало, обладающее достаточной мудростью, чтобы разобраться в ситуации и  достаточной надеждой на милосердие Божье, чтобы молиться о прощении.

Святой призывает юношу, добивается от него признания, и прямо спрашивает, хочет ли он спастись. Юноша отвечает, что хочет, но не может из-за расписки. Жена бросается в ноги Василия. Василий спрашивает, верит ли муж, что может еще спастись. Тот отвечает евангельским: «Верую, господин, помоги моему неверию» (Мк. 9:24).   

Это – принципиально важный переход от уныния к робкой пока надежде. Отмечу, что установлен новый контакт между женой и мужем, он «заражается» ее верой.

Василий берет юношу за руку, осеняет крестным знамением и запирает в комнате каяться. Сам он тоже непрестанно молится.  Через три дня молодой человек жалуется на то, что бесы его бьют, размахивая распиской, и упрекают его «ты пришел к нам, а не мы к тебе». Еще через несколько дней он говорит, что слышит бесов, но уже не видит их. Через 40 дней юноша рассказывает, что бесы исчезли, а ему приснилось, как святой боролся за него и вырвал из лап дьявола.  

Рассмотрим манипуляцию. Бесы размахивают распиской, в которой написано, что юноша отрекается Христа и напоминают, что он сам пришел к дьяволу. Это правда, что юноша сам пришел и отрекся Христа, правда, которая и составляет предмет покаяния. Ложь состоит в расстановке акцентов и в выводе, который должен сделать (и делал раньше) молодой человек: «раз я сам пришел к дьяволу и дал расписку, то обратного пути у меня нет».

Разоблачение ложности этого умозаключения и символизируется постепенным удалением бесов. Но борьба не закончена.

Следующим шагом вызволения молодого человека является соборная молитва, после которой Василий ведет юношу в церковь причащаться. Тут дьявол появляется в храме лично, и пытается вырвать юношу у святого. Василий укоряет дьявола, дьявол повторяет свои аргументы. Тогда Василий призывает верующих к общей молитве и расписка переносится в нему в руки. Святитель рвет ее, причащает юношу и возвращает мужа жене.

В этой сцене происходит прямое столкновение дьявола и святителя. Структура агиодраматической сцены передает суть конфликта: с одной стороны – дьявол и бесы, с другой – Василий, жена и церковь, посредине – юноша, предмет конфликта. Личное появление дьявола означает, что манипуляция больше не работает, сознание юноши устремлено к Богу. Дьявол прямо заявляет о своей позиции и аргументирует ее: «Ведь не я пришел к нему, а он ко мне: он отрекся от Христа своего, дав мне расписку, которую я имею в руке своей, и которую я в день судный покажу всеобщему Судье». Исчезновение расписки означает, что Судья уже принял решение, притязания дьявола признаны ничтожными, и грех юноши (обращение к дьяволу и отречение от Христа) прощен.

Подытожим манипуляции дьявола и способы противодействия Василия.

Общая цель манипулятора – парализовать волю человека, создать иллюзию безвыходности. Задача противодействия – ободрить, продемонстрировать реальное положение веще и привести к покаянию.

«Ты сам пришел». То, что юноша в конечном итоге прибег к помощи дьявола – это правда. То, что дьявол никак не способствовал тому, чтобы юноша к нему обратился – это ложь. Дьявол действовал как шпион: посылал бесов возбудить похоть, подготовил резидента – волшебника, организовал явку на языческом кладбище. Цель склеивания этой правды и этой лжи – создать иллюзию, что сделка честная и решение принято без стороннего влияния, вызвать всеобъемлющее чувство вины. Способ противодействия – помочь в осознании своей доли ответственности, своего греха, и дистанцироваться от него: «Я – образ Божий, я больше своего греха».

«Ты отрекся от Христа, значит, уже погубил свою душу». То, что юноша отрекся от Христа – правда. То, что ситуация необратима – ложь. Пока человек жив, у него есть выбор. Задача манипулятора – ввергнуть адресата манипуляции в бездну отчаяния. Способ противодействия – демонстрация того, что и после отречения возможны варианты развития событий: примеры нераскаявшегося Иуды и раскаявшегося Петра.  

«Ты дал расписку, значит, не можешь больше покаяться». «Дал расписку» - правда. «Не можешь покаяться» - ложь. Возможность покаяния обусловлена милосердием Божиим, и расписка в этом положении вещей ничего не меняет. Цель манипулятора – усугубление реальной вины, отвращение от покаяния.  Способ противодействия – осознание реального греха и покаяние.

Применяя эти «тезисы» в различных сочетаниях, дьявол  добивается своей цели в том, что доводит молодого человека до отчаяния. Но любящая жена (совесть) и мудрый пастырь (разум) разрушают его манипулятивную систему.



Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дьявол носит Prada. Проживая при этом Семерку Мечей.
  • Дьявол заставляет носить Prada, или...
  • Ценность себя. Дьявол кроется в мелочах.
  • Дьявол не снаружи!
  • Дьявол в мелочах. Или снова о них... Нарциссах.
  • Дьявол носит Prada, чем я хуже? Зависимость от брендов
  • Глазами расстановщика. Фильм «Дьявол носит Prada »
  • Медитации на «негативные арканы» Смерть, Дьявол, Башня, Луна.
  • Вавилонская блудница, Дьявол и Мамочка. Хроники начинающей Волшебницы.
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 5. Дьявол
  • Архетипы в арканах таро. Дьявол и Повешенный /заметки полевого практика/
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Жизнь и смерть Иуды, предателя Иисуса Христа
  • Мальчик говорит, юноша молчит, мужчина...
  • Дилемма отец-дочь: инцест и контр-инцест Brenda Bary and Ron Ohlson (Перевод: Василий Манзар)
  • Как повлиять не мужа? Может, отнять у него носки?
  • Адвокат «дьявола»: несколько слов в защиту «плохих» родителей
  • Сын д'ябла (Сын дьявола)
  • Замолчите юноша...!!
  • Вечный юноша
  • Ложе Дьявола (любовная зависимость)
  • Адвокат Дьявола на кушетке, часть 6
  • Адвокат Дьявола на кушетке, часть 4
  • Адвокат Дьявола на кушетке, часть 1
  • Адвокат Дьявола на кушетке, часть 5
  • Как обмануть дьявола? Фильм Призрачный гонщик
  • Адвокат Дьявола на кушетке (психоаналитический сериальчик), часть 3
  • Адвокат Дьявола на кушетке (психоаналитический сериальчик), часть 2
  • Девушка и юноша. Насколько важен первый опыт?!
  • Как будет происходить второе пришествие Христа (психотерапевтический взгляд)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь