Натараджа (тел. నటరాజు, там. நடராஜா, санскр. naṭarāja— король танца) — один из самых популярных иконографических образов Шивы.
Имена Нартака (санскр. नर्तक — «танцор») и Нитьянарта (санскр. नित्यनर्त — «вечный танцор») присутствуют в списках 1008 имен Шивы (Сахасранама).
Ассоциирование Шивы с танцем известно со времен Пуран[4]. Вместе с другими похожими танцующими иконографическими формами (санскр. nṛtyamūrti) изображения Шивы Натараджи распространено по всей территории Индии, особенно на юге.
Обычно Натараджа изображается в виде статуи из бронзы, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика (Апасмара), который символизирует невежество. Этот скульптурный образ является одним из символов Индии и широко используется в её культуре.
Танец, который выполняет Шива Натараджа, называется тандава. Он передает неистовство, ярость, силу, и ассоциируется с уничтожением Вселенной, которое выполняет Шива как бог-разрушитель.
Вместе с тем, танец Шивы, согласно индуистской мифологии, необходим для поддержания ритма жизни и создания мира.
Считается, что прекращение танца приведёт к концу света.
Почему же Шива показан танцующим? Быть может создатель этого образа пожелал подчеркнуть вечно меняющийся мир, его непрерывную динамику, которую лучше всего передаёт именно танец. Быть может он хотел подчеркнуть божественное предназначение искусств.
Сами индусы (преаерженцы религии индуизма) рассматривают этот танец Шивы в пяти видах: - адбхУта тАндава - это удивительный и чудесный танец; - анАнда тАндава - это танец, вызывающий пречистый восторг, духовный экстаз; - анаварАта тАндава - это танец непрекращающийся, вечный; - самхАра тАндава - это танец разрушительный по своей силе, мощи и энергии; - пралАя тАндава - это танец, в конечном итоге приводящий к распаду и исчезновению.
Бог Шива стоит на правой ноге (стИта пАдам) - устойчивая и хорошо зафиксированная поза, его левая нога (мОкша пАдам или ануграхА пАдам) символизирует награду освобождения от цепи бесчисленных рождений и смертей (мОкша).
Карлик-демон, поверженный им, чаще всего трактуется как невежество, а более подробно: он есть олицетворение болезни (рОга), лихорадки (джвАра) и смерти (мАрана), которые, с одной стороны, естественны для всего живого, а с другой - являются жестоким их наказанием.
Подавляется всё вышеописанное зло только чистым божественным сознанием, которое в данном случае представлено самим Шивой. Демон укрощён, но не мёртв, потому что он тоже часть жизни, её реалий, часть исполняемого Шивой танца.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.