Модель счастливой семьи: где ее взять?

Модель счастливой семьи где ее взять

Все 
счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

Л.Н. Толстой.

Мир глазами пришельца

Умение моделировать, подражать, перенимать на себя навыки других людей – это один из базовых навыков любого человека. Вспомним о том, как учится маленький ребенок: он наблюдает. Он внимательно смотрит за тем, что делает мама или папа, и совсем неважно, что это: приготовление еды, разговор по телефону, совместные «посиделки» вечером или молчаливые игры в обиду…

Ребенок в данном случае мало чем отличается от пришельца, которого послали на планету Земля с какой-то особой и ответственной миссией. Малыш не может пока дать оценку происходящему. Он активно записывает поступающую извне информацию и, накопив ее достаточно, без особых раздумий начинает воплощать усвоенные модели поведения в жизнь, то есть пробует повторить то, что недавно делали мама или папа.

И если достаточно простые или «выживательные» навыки проявляются уже сразу, как, например, ребенок уже в скором времени произносит слова, подносит мамин телефон к уху, подражает интонациям родителей и героев мультфильмов, то другие, далеко не такие нужные качества проявляются гораздо позже. Действительно, ну какая разница малышу в том, говорит ли папа маме комплименты и успокаивает ее, когда она не в духе, или нет? Мирятся ли родители сразу после ссоры или две недели не разговаривают? Восхищается ли мама папой при разговоре с подругами или «перемывает ему косточки на чем свет стоит»?..

«Тени» из прошлого

Все перечисленное – не больше, чем тени, которые оседают где-то на далекой-далекой грани бессознательного и, казалось бы, остаются там навечно. Но навечно ли? Мне запомнилась одна фраза на этот счет, которую прочитал у одного автора: «Никогда – это слишком долго».

И действительно, рано или поздно приходит час, когда «тени» оживают. Кстати, здесь ничего мистического нет: давно «забытые» образцы поведения неожиданно всплывают в тот момент, когда повзрослевший ребенок сам начинает строить свою собственную модель семейных отношений. Самое удивительное здесь то, что информация, полученная из книг, фильмов, историй от знакомых и друзей остается всего лишь набором звуков, картинок, эмоций, так как процессом начинают управлять все те же самые «тени»…

Повторно вступая во все новые отношения, человек осознает, что снова и снова наталкивается на одни и те же проблемы. Новый партнер принципиально ничего не меняет. Раз за разом взаимоотношения развиваются по похожей схеме, «заболевая» теми же недугами и становясь такими же напряженными, сложными, нервными, токсичными…

Нередка ситуация, когда приходит клиент и говорит следующее: «Мне встретился человек, которого, похоже, я действительно люблю. Но я боюсь, что отношения с ним будут развиваться все по той же порочной схеме». И этот страх вполне обоснован, потому что модель построения семейных взаимоотношений, усвоенная от родителей, имеет чрезвычайно сильное влияние. Живой наглядный пример усваивается на несколько порядков глубже, чем фильм или чей-то рассказ. Если бы у нас была возможность пожить в разных семьях, понаблюдать за их моделями взаимоотношений, то тогда, возможно, у нас был бы выбор. Но чаще всего такого выбора у нас попросту нет, и мы вынуждены двигаться по проторенной дорожке. «Тени» берут все в свои руки.

«У меня нет модели счастливой семьи… Где ее взять?»

Когда мы говорим о модели поведения, то предполагаем, что для ее построения нужно ответить буквально на два-три вопроса. Вот эти вопросы: «что?», «как?» и, последний, но лишь по порядку, вопрос «зачем?». То есть, нужно определить для себя, что делать, как делать и для чего.

Например, в контексте взаимоотношений, мы понимаем, что чрезмерно обижаемся на партнера. Услышав нотки осуждения в его голосе, чувствуем приступ гнева и теряем контроль над собой. Последствия можно подробно не описывать: испорченное настроение, выходной, отпуск, разбитая посуда и т.п. Попробуем построить модель в данном узком вопросе.

«Что я хочу делать?» - спокойно реагировать на недовольный или осуждающий тон жены/мужа.

«Как именно я могу сохранить спокойствие?» - ущипнуть себя (например, мочку уха), чтобы не дать запуститься реакции гнева и попытаться ответить сначала про себя на вопрос «что именно ее/его расстроило?», а потом задать этот вопрос вслух.

«Зачем мне так странно и нестандартно себя вести, чтобы сохранить спокойствие?» - этот вопрос будет обязателен, если возникают сомнения в выбранном способе действий. Ответ в принципе очевиден: чтобы улучшить наши отношения, показав партнеру со своей стороны искреннюю любовь и уважение.

Я привел этот упрощенный пример с целью показать, что нет никаких проблем с тем, чтобы создать поведенческую модель, в том числе и для счастливых отношений. В крайнем случае подобную модель можно подсмотреть, как в притче, которую не могу не привести здесь.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует.
Говорит мужу:
— Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Ох, что сейчас будет!», — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

— Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья. …

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— Просто у них все виноваты, а вот у нас все правы!

Если модель есть, то в чем сложность?

Получается, что создать, построить или подсмотреть модель семейного счастья не так уж и трудно. Самое сложное начинается в момент воплощения ее в жизнь. При всей простоте и привлекательности модель, где «все виноваты» почему-то не работает. Никакая сила воли не помогает избежать очередных всплесков гнева, обиды, осуждения и раздражительности.

Дело в том, что помимо трех «волшебных» вопросов что-как-зачем есть еще один вопрос:

«Почему?»

Именно он является пропуском для новой модели в жизнь. «Тени» продолжают существовать, потому что в глубине души воспринимаются как нечто настоящее и правильное. Как говорится, «полный кувшин нельзя наполнить», поэтому, до тех пор, пока старые модели не освободят место новым. Пока не останется ни малейших сомнений в том, что новый способ поведения стоит того, чтобы начать жить на его основе. Пока человек не найдет ответы на вопросы «почему»:

- Почему я должен перестать вести себя по-старому и отказаться от старых моделей семейных взаимоотношений?

- Почему это для меня важно, и я хочу начать жить по-новому?

- Почему это вообще возможно для меня?

В заключение этой статьи хочется еще сказать непосредственно про счастливость отношений. Последние никогда не будут счастливыми, если человек застревает на своем Я, продолжая отстаивать собственную правоту и пытаясь быть всегда хорошим и правильным. Нередко секрет счастья настолько прост и непредсказуем, как в следующей, заключительной притче.

Группа из 50 человек получила задание написать свое желание, упаковать его в шарик и надуть, указав свое имя на нем маркером. Теперь их запустили в комнату и попросили найти свой шар в течение 5 минут.

Все отчаянно бросились искать, сталкиваясь друг с другом, был полный хаос. В итоге за 5 минут никто не мог найти свой собственный воздушный шар. Потом их попросили случайным образом взять воздушный шар и передать его человеку, чье имя было написано на нем. Через несколько минут у всех был свой собственный воздушный шар.

Лектор сказал: «Именно это происходит в нашей жизни. Каждый отчаянно ищет счастья вокруг, не зная, где оно находится. Наше счастье заключается в счастье других людей. Дайте им счастье, вы получите свое собственное взамен».



 

 

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, психотерапевт

Возвращайтесь к себе!

Света, Добра Вам и Любви!

 

Буду рад встретиться с Вами на страницах других моих статей:

→ Все мои публикации здесь ←



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Мама, ты меня любишь? Почему дети задают этот вопрос?
  • Задайте этот вопрос своему мужчине, если хотите лучшего отношения к себе
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Всего один вопрос, чтобы улучшить ваши отношения с мужчиной
  • Почему мужчина не принимает чужую модель счастья
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Самая выгодная модель семейных отношений.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи.Порнозависимость.Модель поведения, которую преподносят
  • Я пришел в этот мир, чтобы меня любили
  • Чтобы понять, находитесь ли вы в созависимых отношениях, нужно ответить на один вопрос
  • Депрессия. Биологическая модель. Модель транзактного анализа
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Какая у вас модель семьи? (тест для женщин)
  • Наши тени: что нам нужно друг от друга
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • Как найти себя и свое призвание. Поможет понять этот фильм
  • Есть проблема! Что с ней делать? Модель SCORE , как метод разрешения проблемных ситуаций.
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Модель нездоровых отношений. Как делать не надо!
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Как вести себя с подростком, чтобы сохранить с ним доверительные отношения?
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Модель семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь