В предыдущей статье я рассказала о стратегии построения разговора с подростком в случае, если не удалось избежать конфликта.
И так, разговор состоялся. Хорошо, если вы и подросток пришли к компромиссу в решении проблемы. Но что делать , если вы встретили резкий отказ вашим требованиям? Главное – спокойствие! Вы помните, что подростку нужны эмоции. А вам – его внимание. Не перебивайте вашими негативными эмоциями его внимание! Если же вы чувствуете, что гнев захватывает вас, лучше сделать паузу , но четко дать понять, что вы вернетесь к разговору. Вам нужно донести до сознания подростка смысл вашего послания: «Я не отступлю до тех пор, пока не получу от тебя вразумительного ответа и результата.» . Ваша способность стоять на своем может подвергаться суровым испытаниям ответами вроде: - Я уже сыт по горло твоими придирками! Потом, я уроки делаю –сама говорила, что это самое важное! Мне надоели твои нотации!... и т.д. Не паникуйте и не сердитесь. Вы продвинутый родитель и уже понимаете, что это провокация на ваши чувства ,а заодно, отвлечение от вашей цели. Проявите понимание ,попытайтесь понять позицию подростка, а затем повторите свое пожелание, применив метод , известный под названием «испорченная пластинка». Если вспомнить конфликтную ситуацию из первой части статьи, то разговор, при отказе подростка, может иметь такое продолжение: - Будь добр, начни уборку на кухне прямо сейчас. -Ты вечно придираешься ко мне! -Я понимаю, что это похоже на придирку. Будь добр, начни уборку на кухне. - Уберу позже! Еще ужин впереди! - Я понимаю, что тебе это кажется не рациональным. Будь добр, начни уборку на кухне прямо сейчас. -Какая разница! Я сказа, что уберу всё вместе! - Допускаю, что для тебя нет разницы. Но нам очень хочется ужинать на чистой кухне. Будь добр, начни уборку на кухне сейчас. - Ты делаешь все, чтобы вывести меня?! - Я понимаю, что ты расстроен. Но будь добр, начни уборку на кухне.... Заметьте, что здесь нет ответа на вопросы подростка и нет ответа на его провокации .Тон должен быть спокойным и вежливым. Продолжайте до тех пор, пока не добьетесь удовлетворительного ответа. Будьте готовы поставить свою «испорченную пластинку» по меньшей мере десять раз. Если после десяти раз вы не видите успеха, можно сказать: «Илья, я десять раз попросила тебя убрать на кухне. Теперь я собираюсь попросить тебя в последний раз.» Это имеет целью показать, что вы готовы до конца оставаться спокойными и вежливыми, но не отступать. Конечно, вы можете услышать в ответ : «И что будет?» . Здесь , в зависимости от ситуации может быть 2 выхода: Первый – если вы закипаете, вы можете уйти, успокоиться и вернуться к разговору в том же спокойном темпе. Наиболее вероятная реакция подростка в этой ситуации: «О, нет, только не начинай все сначала!» или «Ты меня достала!». И выполнит ваше желание ради СВОЕГО спокойствия. Второй – определение санкций . Это крайняя мера, ведь наша задача - разумное сотрудничество. Но и санкции надо преподнести спокойно: «Я сделала всё, для решения этой проблемы, но не увидела твоей реакции. Я сожалею, но …. (объявление своей санкции). У тебя еще есть время всё исправить.(скажите количество времени или срок)». Но если подросток пошел вам навстречу и выполнил вашу просьбу, не забудьте оценить его поступок. Не нужно надзирать за выполнением требования, а тем более – выдвигать следующее. Как бы вы ни ликовали от внутренней победы, ни в коем случае не злорадствуйте! –«Ты же знал, что будет по- моему! » - убьет атмосферу взаимной ответственности. Вознаграждение всегда служит для подростка более эффективным побуждающим фактором, чем критика и наказание. Способность поощрять –важная часть построения отношений между вами и подростком. Для использования метода «испорченной пластинки» необходима хорошая эмоциональная стойкость уверенность. А такие качества лучше развивать на практике.
Очень интересно узнать – применима ли эта техника к вашему подростку? Что вы вообще думаете об этом методе?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.