Народная педагогика. Начало. Колыбельные.

Основами народной педагогики, русского воспитания были совсем не школа и детский сад, а подготовка к семейной жизни, беременность, роды, мамины колыбельные, сказки, игры, в том числе и всей семьей вечером за круглым столом, пестушки, прибаутки, приметы, поговорки. Кроме того, в совместной работе детям можно было передать не только хозяйтственно-бытовые умения и навыки, но и картину мира в целом, ценности, отношение к чему-либо, показать своим примером, а не только объяснениями. В совместной деятельности постигалось и искусство отношений между мужчиной и женщиной, отцом и матерью.

В моем детстве был период, когда родители работали и учились, а мы – дети ходили в садик. А если какая болезнь – я ехала к бабушке. И эти моменты с бабушкой стали одними из самых счастливых моментов детства.

Кроме того, во многих книгах говорится о том, что раньше, на Руси, воспитанием в основном занимались дедушки и бабушки. Это удивительно, потому что сейчас можно наблюдать в семьях, что дедушки и бабушки часто конкурируют за «любовь» детей с их родителями (т.е. со своими детьми). В то время, как родители не желают прислушиваться и внимать советы. Эта картина, я сомневаюсь, что идет на пользу подрастающему поколению и присвоению гармоничных семейных ценностей. 

Но в моем детстве было именно как надо! Когда я попадала к бабушке – это была другая жизнь. Бабушка всегда по всем делам брала меня с собой – когда ходила за водой до ближайшего колодца, за хлебом в магазин, картошку копать в поле, в гости поболтать с другими бабульками. Но у нас был уговор: я не мешаю и не перебиваю. Специально бабушка ничему меня не учила. Показывала и разъясняла что-то по ходу дела и с расчетом на мои возможности. Потом у меня появилась моя «работа» - полоть грядку. Одну. Не помню с чем. У меня было ведерка сделанное из стакана, чтобы могла помогать бабушке воду носить из колодцы. «Помощница бабушкина» все говорили:-)

 Народная педагогика Начало Колыбельные  

А потом бабушка умерла. Мне было лет 12. И мне довелось несколько недель пожить одной. Родня была по всей деревне. Потом меня забрала тетушка. А пожила я одна потому что середина лета – картошка. Нужно было окучивать…)))) Я настолько сама себе удивилась, но у меня даже никаких вопросов не возникло что делать и как! Куда ехать за водой, что делать с огородом…Я очень четко помню, как я по «взрослому» приняла решение: «нужно брать флягу, телегу и ехать за водой к колодцу. Самой». Я помню свое состояние: ни доли сомнения, ни в том, что надо или не надо? Вода нужна. Я смогу или не смогу? Я смогу все.

Тогда я делала все без вопросов. А все вокруг восхищались. Какая Машенька умничка – всю картошку окучила сама.

В прошествии лет с этим «Я сама» пришлось еще помаяться….)) Но тогда ситуация была экстренная. И рассказать я хотела не про то, что я сама молодец. А про то, как легко я все это хозяйство поддержала. Это все бабушкина народная педагогика: не навязчивая, в ладу с природой, дела мне давались по силам, возможность быть с бабушкой рядом в любом деле - очень легко и быстро передали, как жить в деревне. И в радость)

Затянулся мой рассказ про детство….)))

Не судите строго, ведь так и передавались знания на Руси – через истории, сказки, былины….

Потому благодарю дорогого исследователя, кто набрался терпения и прочитал длинное предисловие к заметке. А теперь собственно к теме. Про колыбельные.

 

Серия статей о народной педагогике, или народном воспитании начинается с колыбельных, потому что это первые мотивы воспитания, которые встречает малыш. Он только родился и кажется, что ничего не понимает. А мама уже поет ему колыбельную песню и в нее вкладывает всю свою любовь, понимание  картины мира, ценности, наставления. И заговоры. Конечно заговоры! На здоровье, на достаток, на трудолюбие, на честность и честь, на доблесть, на достоинство, на лад и любовь, на трудолюбие, на гостеприимство и т.д.

Конечно, малыш может и не понимает. Но мама то понимает. И она передает ему свое состояние и настрой!

Далее представлю вашему вниманию выдержки из книги:

Для народной культуры всегда было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры, как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир практически осваивать сам.

Колыбельная демонстрирует нам всеобщую любовь к детям, раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви.

Вот примеры колыбельных - заговоров не только на сон, но и на всю жизнь:

«Баю-баюшки-бай-бай,

Да пусть тебе присниться рай,

Спи-ка, милый мой, засни,

Сладкий сон к тебе приди.

Шура вырастет большой,

Будет очень хорошей,

Будет в золоте ходить,

Маму жемчугом дарить»

«Спи-ка, спи-ка по ночам,

А расти-ка по часам.

Будешь в золоте ходить,

Чисто платьице носить»

Изумительна мамина уверенность в ожидающем ребенка благополучии. Но было бы ошибочно думать, что народ жил иллюзиями. Это не так. Слову над колыбелью издавна придавали значение заклинания. Выражалось стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни.

«Ближних бойся осуждать, баю-баю-баю-бай» - поет свои наставления мать.

Многие колыбельные песни разграничиваются на обращенные к мальчику и девочке. Так передавался идеал мужчины и идеал женщины, выработанные народом на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок, женщина – трудолюбива, добра и скромна.

 «А еще, сынишка, знай, стыдно, коли ты лентяй.

Засыпай-ка, засыпай, баю-баю, баю-бай» - поется в песне.

В колыбельной песне мы встречаемся с идеальной материнской любовью, простирающейся до полной готовности жертвовать всем, даже собственной жизнью, для детей.

«Баю, баюшки, бай-бай,

Глазки, Маша, закрывай

Я  тебя качаю, тебя величаю.

Будь счастлива. Будь умна,

При народе будь скромна»

Кроме того, с колыбельных песен начиналось знакомство малыша с фольклором, развивался слух, привычка к пению.

Песенки сопровождающие какие-то движения ручками или ножками малыша назывались пестушки. О них мы поговорим в следующей статье.

В заметке использовались материалы книги Татаринцевой Н.Е. «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций"

С уважением, Мария Котенко (педагог-психолог, детский психолог, гештальт-терапевт)



Просмотров: 277
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Женская народная мудрость: чего не помню, того и не было
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Да не очень-то и надо было!
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Меня домогался массажист. Или, я сама этого хотела? О чудесах массажа и не только...
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Если б ты меня любил, всё было бы по-другому...
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • «Таких отношений у меня вообще никогда не было»
  • Кризис. Раньше ведь как было?!А сейчас что?
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Будет ли счастлива женщина, у которой было больше 100 мужчин ?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • «Клиент спрашивает сколько таких запросов у меня было. Я с этим ни разу не работал».
  • У меня не было выбора!
  • У меня не было отца
  • "У меня было два детства: плохое и хорошее..."
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь