|
....Если развод не избежать...Автор статьи: Семушева Марина Анатольевна
Мы радуемся , когда видим гармоничные отношения,как светятся любовью глаза мужчины и женщины , как смеются дети . Каждый из нас в этот момент , осознанно или нет , старается почувствовать то тепло , которое излучают счастливые люди , и если наш опыт не такой безоблачный , то уловить каким-то «шестым» чувством и понять секрет этих отношений . Каждый из нас проживал чувство влюбленности , ощущение , что именно с этим человеком хочется быть всегда , мечты о красивых романтичных отношениях …Что же происходит с людьми? Неужели они забывают о своих мечтах ? Почему глаза , еще вчера светившиеся от счастья , становятся колючими и холодными , а сердце разрывается от ненависти ? Почему возникает вопрос : «Скажи , малыш , с кем ты хочешь остаться – с мамой или с папой ?» Это вопрос , на который он никогда не сможет ответить … Для ребенка развод родителей – это очень глубокая травма , боль ,которая останется с ним на всю жизнь . Как сохранить психическое здоровье маленького человека ? Конечно ,самый простой способ – с самого начала отношений быть честными с самим собой и брать ответственность за развитие отношений каждым из супругов на себя . Научиться любить и уважать друг друга сложнее , чем бесконечно выяснять , кто прав , а кто виноват . Способность смотреть на партнера и видеть его , слушать и слышать , понимать и сопереживать – рецепт простой и понятный … даже в ситуации уже назревшего конфликта . Мы можем понять , что чувствуют взрослые люди в процессе развода .Но мало кто из нас задумывается , что чувствует ребенок …независимо от возраста … Давайте подумаем вместе . С самого первого дня зачатия ребенок уже есть . Он чувствует все , что чувствует мама . Если мама счастлива , он спокоен , если мама расстроена -малыш испытывает беспокойство . Даже если вы думаете , что он ничего не понимает – это не так . Родившись , ребенок наблюдает за тем , что происходит вокруг него . От родителей зависит , как он будет воспринимать окружающий мир . Если супруги способны испытывать радость от совместных забот , радуются друг другу , малышу , окружению – у ребенка развивается базовое доверие к миру . Он готов быть открытым , легко идет на контакт , учится выражать свои чувства , происходит гармоничное развитие всех аспектов – духовных , психических , физических . Если договориться все же не удалось… Что чувствует малыш , когда мир вокруг него рушится , а два человека пытаются выяснить , кто из них виноват в этом ? Как ребенок может выбрать чью-то сторону в конфликте , если в нем сочетаются качества и мамы , и папы ? Самое важное – сохранить целостность восприятия мира вашего ребенка , несмотря на негативные чувства друг к другу . Поговорите с малышом , расскажите ему , что у вас сейчас не получается договориться , но он в этом не виноват . Если вы решили жить отдельно –не надо устраивать «показательных выступлений» с хлопаньем дверями и истериками . Договоритесь сначала между собой , а потом спокойно расскажите своему ребенку о принятом решении . Надо помнить , что дети чувствуют вас . Даже если вы ссоритесь так , чтобы они не видели , они точно знают , что с вами происходит . Обычная реакция ребенка –страх . Он может пытаться привлечь внимание к себе любым образом , начиная с демонстративного поведения с вами и в обществе и заканчивая соматическими проявлениями - заболеваниями . Его целью может стать сплочение семьи любой ценой . Какой бы не была ситуация, необходимо , чтобы малыш знал , что у него всегда есть мама и папа и они всегда рядом . Любое желание родителей доказать , что один из них лучше , чем другой , не больше , чем просто способ самоутвердиться за счет ребенка . Насколько это честно по отношению к себе , к партнеру , к ребенку – решайте сами . Это первый «запрещенный прием» . Второй «запрещенный прием» заключается в манипуляции ребенком . В отечественной практике этим приемом часто пользуются мамы , реже папы - запрет на общение со вторым родителем . Он может проявляться как не мотивированный обстоятельствами запрет , так и как способ вымогательства чувств , действий , материальных благ . Для ребенка важно общение с мамой – мама дает ребенку возможность развития чувств .Мы уже говорили об этом , но мне хочется напомнить еще раз – с самого первого дня зачатия ребенок чувствует все , что чувствует мама . Мы ощущаем эту невидимую связь с мамой всегда , и в счастливые моменты нашей жизни , и в тяжелые времена . Но так же не менее важно для ребенка общение с папой . Папа дает ребенку социальное развитие , ощущение себя Творцом , способность адекватно воспринимать себя в обществе . Хочется , чтобы мамы помнили об этом , а папы ощутили свою важность и необходимость в воспитательном процессе . Третий «запрещенный прием» заключается в том , что супруг , с которым остался ребенок , пытается убедить малыша в том , что он найдет ему другого «папу» или другую « маму» . Даже если ваш ребенок очень маленький , он хорошо понимает , что не бывает другого папы и другой мамы , поэтому такое обещание – открытая ложь . Постарайтесь быть честными с вашим малышом . Чем более отрытым будет ваше общение с ребенком в этот период , чем понятнее для него вы сможете объяснить свои чувства –тем быстрее , легче и с меньшими последствиями ребенок преодолеет травму разрыва ваших отношений . Очень часто родители не осознают до конца , что они сами авторы своих отношений и пытаются найти причину в ребенке . «Если бы не ты», -говорят они малышу ,- «у нас все было бы хорошо…» И таких причин находится много : не вовремя родился … , не такой , каким хочется видеть …, у других дети как дети , а ты… и еще много разных упреков слышит малыш . Посмотрите ему в глаза! Вы увидите , что он любит вас просто так , безусловно . Он доверяет вам и готов помогать и поддерживать вас в любой ситуации . И если сегодня это не так –значит не смогли вы показать своему чаду , что самая главная ценность для человека – это способность чувствовать , понимать , поддерживать друг друга . Это еще одна ошибка родителей . Не бывает абсолютно хороших качеств или абсолютно плохих , так же как и людей . Каждый из нас обладает тем набором черт , которым позволили развиться наши родители , бабушки , дедушки . Мы – отражение нашего Рода из поколения в поколение . В этом и заключается суть творчества , чтобы выбрать тот набор качеств , которые мы хотим видеть в наших супругах и детях , ощутить эти задатки в себе и развить их . Только тогда мы сможем увидеть отражение свое в детях и , улыбнувшись , с гордостью сказать : «…надо же! Ты такой же , как мы !» Семья –это целостный организм . Он живет , дышит и развивается или застаивается , превращается в болото , умирает . Всегда все можно изменить , если задуматься о своей роли в этом процессе . Мы часто констатируем факт : «Я несчастлив в этих отношениях» . Но мало кто задает себе вопрос : « А что я сделал , чтобы быть счастливым?» Развод длится несколько минут , и после решения мирового судьи люди выходят из зала суда чужими . Но последствия психологической травмы могут проявляться спустя много лет . При помощи специалиста последствия развода можно компенсировать в течение 1,5 лет . Это необходимый период , чтобы осознать , каких отношений вы хотите , развить в себе необходимые для этого качества , помочь ребенку принять нового партнера и вступить в новые отношения осознанно . Любите и будьте счастливы! С Любовью и Благодарностью Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|