|
Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением.Автор статьи: Жукова Ирина Валерьевна
Младший школьный возраст связан со значительными изменениями в личности ребенка. Важнейшим моментом является переход от непосредственного поведения к осознанному, произвольному. Однако сам по себе факт поступления в школу не обеспечивает появления у нашего первоклассника организованности и ответственности. Эти столь необходимые и для ученика, и для его родителей, и для учителя, качества нуждаются в специальном развитии. Способность произвольно управлять своим поведением развивается постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону: новое поведение ребенка возникает сначала в совместной деятельности со взрослым. Взрослый организует, показывает, дает средства и только потом, не сразу, желаемое поведение становится собственным поведением ребенка, его собственным образом действия. Таким образом, выделяют три уровня самостоятельности, ответственности ребенка. На первом уровне ребенок делает что-то вместе со взрослым, он учится, как это нужно выполнять. Здесь он нуждается в присутствии взрослого рядом, его поддержке. На втором уровне ребенок уже знает необходимые действия, но, тем не менее еще нуждается в напоминании и довольно частом контроле. Третий уровень ответственности – это самостоятельность. Переход на это уровень – цель наших усилий. Но эпизодический контроль по-прежнему необходим, также возможны нерегулярные и нечастые напоминания. Рассмотрим основные условия формирования самостоятельности у детей. 1.Специфика младшего школьного возраста такова, что цели деятельности задаются ребенку преимущественно взрослыми людьми (родителями, педагогами). А мы знаем, что любое дело человек выполняет успешнее, если он знает, зачем ему это надо. Поэтому одним из наиболее существенных условий формирования самостоятельности является мотивация. Вполне конкретные цели (такие как, например: вовремя делать домашние задания; выполнять необходимые правила поведения, исправить двойку по русскому языку и т.д.) должны обязательно учитывать реально действующие, актуальные мотивы данного ребенка. Например, качественно выполнять домашнее задание может быть нужно для того, чтобы: хорошо знать предмет, получить хорошую отметку, похвалу учителя или мамы, быть лучшим учеником, чтобы не ругали дома, не наказали, не исключили из спортивной секции, купили велосипед и т. д. Понятно, что мотивы взрослого и ребенка могут не совпадать. На первом этапе важно подключить именно актуальные мотивы самого ребенка. А уже потом реально действующие мотивы могут выйти на более высокий уровень. Например, ученик сначала привыкает вовремя делать уроки, чтобы успеть поиграть, а потом, когда вследствие этого у него улучшается успеваемость, ребенку становится все интереснее учиться, и мотив постепенно меняется, становится познавательным. 2. Сама цель деятельности обязательно должна быть ограничительной (по объему задания или по времени выполнения). Особенно это важно для не очень интересной, но необходимой работы. Ребенок охотнее выполняет задание, если он знает, что это не бесконечно. Большое значение имеет и время постановки ограничительной цели, лучшие результаты достигаются, когда она вводится заранее, до начала работы и обговаривается с ребенком. 3.Общая цель (или какая-то сложная форма поведения – хорошо вести себя на уроке; лучше учиться) должна быть обязательно разделена на конкретные небольшие, понятные и доступные для ребенка действия. Например, хорошо вести себя на уроке – это: поднимать руку для ответа, не выкрикивать с места, не отвлекаться на посторонние дела, не разговаривать с соседом и т.д. И осваивать эту общую цель необходимо поэтапно, уделяя большее внимание сначала чему-то одному. Ведь если намеченный объем слишком велик и цель слишком далека – это не является стимулом, и у ребенка могут опуститься руки. 4. Хороших результатов позволяет добиться использование внешних средств организации поведения. Это могут быть часы, когда Вы вместе с ребенком, или он сам (но не только Вы!), определяете необходимое для выполнения задания время. Взгляд на часы заменяет словесное напоминание. Это очень важно для сохранения хороших отношений с ребенком, Вы не превращаетесь в занудного надзирателя, который постоянно твердит, что уже пора. Использование песочных часов позволяет наглядно продемонстрировать течение времени. Также это могут быть схемы, алгоритмы, памятки, изготовленные вместе с ребенком, или им самостоятельно. Подойдет и напоминалка в мобильном телефоне. 5. Во время всего коррекционного этапа необходим Ваш контроль, он должен быть не жестким, но регулярным. Хорошо, когда ребенок сам может наглядно увидеть результаты своих стараний. Желательно фиксировать (в календаре, специальном дневнике или листке успехов) только положительные результаты. Форму фиксации результатов продумайте вместе с ребенком. Пусть он сам выберет значок – солнышко, смайлик, плюс или что-то другое. В случае отсутствия динамики или при наличии отрицательных результатов (а они тоже могут быть) отметка не делается, а проводится устный анализ ситуации и причин неуспеха. Причем, спокойно, без лишних эмоций, по-деловому, с мотивацией ребенка на преодоление трудностей, с оказанием поддержки и верой в достижение хорошего результата в дальнейшем. 6. И, конечно же, продумайте, как поощрить ребенка за старание, трудолюбие, а затем и за стабильный положительный результат. Причем, не обязательно и не всегда материально! Это могут быть особенная словесная похвала, выражение гордости за ребенка, совместное приятное времяпрепровождение, долгожданный поход или поездка, выполнение желания ребенка. С течением времени и по мере освоения ребенком новых навыков ваш контроль будет уменьшаться и из внешнего он обязательно постепенно перейдет в самоконтроль ребенка. Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|