В нашей культуре принято уважение к старости. В категорию старых, которых нужно уважать, попадают практически все люди, достигшие определённого возраста. Понятие самого уважения в этом случае довольно размыто. Если сравнивать его с уважением к молодому человеку, то выходит, что это разные понятия. Потому что молодой это уважение должен заслужить своими поступками и достижениями. А иначе - как? И тогда выходит, что просто возраст уравнивает всех в достижениях. Будто дожить до определённого возраста - успех сам по себе. Общий и одинаковый для всех.
Тогда о чем именно мы говорим, когда говорим об уважении к старости? Первое, что приходит в голову (навеянное сказками и детскими фильмами) - это мудрость. Что старый человек больше знает, потому что дольше прожил, может делать более верные и глубокомысленные выводы и выборы, т.к., опять же, дольше прожил и больше повидал. Но от возраста ли зависят эти способности? Умение мыслить, выбирать и прогнозировать возникает не от возраста как от факта самого по себе, а от того, что эти способности специально и осознанно развивались человеком в течение всей жизни. Вряд ли кто поспорит, что старость далеко не всегда равно мудрость. Чаще всего мудрость приходит со старостью именно к тем, кто занимался интеллектуальным трудом и всю жизнь развивался эмоционально. Скажем так - среди старых мудрецов больше тех, кто с молодости запоем читал, любил спорить, отыскивая истину, и часто мог быть глубоко тронут картиной, музыкой, книгой, поступком близкого.
Мудрость это ещё и умение очень значимо выражать свои мысли вслух. А иначе как другому человеку узнать о существовании этой мудрости именно у этого старика? Старый (тот, который мудрый) скорее всего уже может справляться с завистью к молодым, принимает свой возраст, своё угасание. И его ценность не в погоне за уходящей молодостью, а в том, чтобы делиться тем, что приобрел по пути.
Но старость может быть и другой. Она может быть немощной, некрасивой, со старческой деменцией. И вот именно эта самая деменция исказит, обезобразит личность настолько, что это станет противоположностью мудрости. Старый человек, которого постигла такая участь, становится злобным и требующим от близких считать его центром вселенной. У него проблемы с памятью и он неряшлив. И такого человека тоже можно и нужно уважать. Только это совсем другое уважение. Хотя может это и называется как-то иначе - любовь, забота, отношение к такому старику во имя памяти, каким этот человек был когда-то? Возможно. В таком случае проявление уважения это уход за человеком, который не может сделать этого сам, помогание ему жить лучше, чем он бы мог делать это без посторонней помощи, давание ему необходимого.
Но я о чем? Я о том, чтобы не приписывать человеку мудрость просто по факту старости. Это о том, чтобы видеть реального постаревшего человека и его реальные потребности. Потому что, обращаясь к человеку с распадающейся от деменции личностью как к мудрому, окружающие его взрослые ему самому кажутся странными и непонятными, говорящими на другом языке. И этот поиск мудрости в нём - это упускание из виду того, в чем он по-настоящему нуждается.
Но и к истинному мудрецу, обращаясь только за мудростью, как бы ни хотелось, стоит признавать, что его тело может быть в более худшем состоянии, чем сам старик, сохранивший и развивший свой разум, готов показать своим близким. Здесь больше важен такт, потому что такого человека может ранить неосторожность именно из-за того, что не учитывается несоответствие состояния тела и уровня чувственных и интеллектуальных переживаний.
Каждый старик индивидуален, как и человек любого другого возраста. И именно поэтому смешение, слияние понятий мудрости и старости в одном случае будет истинным уважением, а в другом - препятствием, что не позволит построить реальные отношения с человеком, в чью старость мудрость не пришла.