Трудности с детьми. Как быть?

    Обычно родители говорят – трудности с детьми, трудный ребенок, трудный подросток.  Возлагая всю вину и ответственность за трудности в отношениях на ребенка. Разве это так? Давайте разберемся.

     Кто для нас ребенок? Это некое беспомощное ( а значит ничего не умеет без нашей помощи), бестолковое (ничего сам не понимает, все надо объяснять), активное  (некогда нам с ним отдохнуть) и бесправное (нет прав, одни обязанности) существо! А если хорошо подумать…

  • Беспомощные?!

Родители: А даем ли мы детям познать мир без своей навязчивой помощи? Куда там! Мы считаем, что они беспомощны ВСЕГДА!

Дети: Хотят многое (у каждого возраста свои требования) уже делать САМИ!

  • Бестолковые?!

Родители: Всегда ли и все ли надо объяснять детям, которые уже многое умеют?  Ну, зачем им эта сплошная теория. Благославите их в путь «набивания шишек».

Дети: Хотят получать СВОЙ опыт!

  • Активные?!

Родители: Движение – это жизнь. А вот если бы Вы не мешали своей опекой, у Вас было бы время отдохнуть и заняться своей личной жизнью. Что, ее нет? Или там все так запущено, что аж страшно? Или пустота и одиночество Ваша альтернатива, так что лучше детям буду досаждать?! Не надо детям посвящать всю жизнь, это слишком непосильная ноша для них.

Дети: Им нужна свобода, проявлять свою активность. Свобода  выбора. В первую очередь: интересов, хобби, института, друзей, жизни!

  • Бесправные?!

Родители: Мы их такими сделали. Как бы грубо это не звучало для Вас! Но в своей заботе, мы оставляем им право только принимать нашу опеку и проживать их жизнь так, как МЫ себе это представляем!

Дети: У них есть ПРАВА! Много прав. С рождения. В том числе жить свою жизнь самим!

     Так может тогда ТРУДНОСТИ – это общее дело родителей и детей! И трудность заключается именно в понимании! В первую очередь, нашем понимании детей. Мы же старше, мудрее и с уже нажитыми «шишками».

     Теперь конкретные действия.

     Разберем на примере  следующей ситуации. Ко мне на консультацию пришли мама с дочкой (4г).   Жалобы были на истерики дочки. У мамы был длинный монолог: как они переехали из другого города, как родился младший братик, как девочку сразу отдали в детский сад . А ведь это все стрессы для детской души. Их бы с мамой рядышком, под крылышком пережить, да вот только маме некогда ( хоть и по объективным причинам, но факт остается фактом). И вот только в эти мгновения – пока длились истерики – мама принадлежала только ей и больше никому! Только тогда девочка получала мамины объятия, поцелуи, ласку и тепло. Потому что каждая истерика заканчивалась фразой : «Мама, ну полюби меня!» По-другому просить она не умела и не знала как (конечно, ведь эта задача для нее не по возрасту, а ПОТРЕБНОСТЬ – то есть! ). 

     Нам понадобилось всего 2 встречи, чтобы изменить ИХ поведение. Что мы сделали: я рассказала маме, что происходит с дочкой, о ее чувствах, переживаниях и потребностях. Мама переварила информацию, ПОНЯЛА  что происходит с ребенком и ПРИНЯЛА ее страдания. А ведь могла  же и отвергнуть: « Я устаю, у меня грудной ребенок еще на руках, муж, готовка, уборка, стирка, глажка и поспать хочется! Я ведь тоже человек!». Но у нее хватило ресурсов, к счастью для ее семьи.  А после – УДОВЛЕТВОРЯЛА  эту потребность дочери (в мамином тепле и проявлении любви)  заранее. И дочки не пришлось «добиваться» этого своим способом! 

     Отсюда выводим простую формулу: ПОНЯТЬ – ПРИНЯТЬ – УДОВЛЕТВОРИТЬ

     Конечно, сложно бывает именно ПОНЯТЬ своего ребенка, как и в данном примере. Вот для этого и есть связующая ниточка – психологи! Не стыдно обратиться к психологу, а стыдно ничего не делать или портить жизнь себе и своему чаду своими «проверенными» методами!

        С детьми постарше, формула немного изменяется в конце.

      В подростковом возрасте ( а это младший подростковый с 10-11 до 13 лет, и старший подростковый с 14 до 15 лет – границы) у детей появляется все больше потребностей. Да и к тому же, о них уже дети заявляют в открытую. Что очень хорошо! Хотя нам это часто не нравится.

Например.

     В одной семье сын-подросток врал маме (отец проживал отдельно). В ходе разговора выяснилось, что мама очень авторитарна и требовательна. Она всегда знала, ЧТО нужно сыну и КАК ему это дать. Вернее как надо на него надавить, чтобы она получила то, что нужно ЕЙ! Естественно, мама думала, что она о сыне «заботится». И все силы прикладывала, чтобы удовлетворить твои-мои потребности. Так его ли потребности она удовлетворяла? Ему ли помогала расти и стать взрослым?

    На первый взгляд кажется, что его: «Я знаю, как жить правильно! И я тебя этому научу!». А на самом деле мама транслирует следующее подсознательное послание: «Ты ничего не знаешь, ты ничего не умеешь, я тебе не верю, не доверяю и лишаю  права на СОБСТВЕННУЮ жизнь!». А вот если капнуть глубже, маме станет понятно, что таким поведением, она лишь уменьшает свою тревогу, при этом усложняет жизнь ребенку и собственные отношения с ним. А его потребности – быть и считаться взрослым, самостоятельным – ИГНОРИРУЮТСЯ! И тогда ребенок начинает сам их удовлетворять, доступным для себя способом. Так трудный ли это подросток? Или дело в непонимании собственного ребенка, того что с ним происходит и что он чувствует…

Как же тогда быть? Родителям необходимо : ПОНЯТЬ-ПРИНЯТЬ-ПОДДЕРЖАТЬ!

(Эта формула уже действует для любого ребенка, какого бы возраста он не был, хоть в 80 лет!)

       Понять, что у сына есть свои потребности, которые ему необходимо удовлетворить. (Потре́бность, нужда́ — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо). Принять их – да, для него это важно! И поддержать: в стремлении «быть» взрослым. Не КАЗАТЬСЯ, а именно БЫТЬ! Определите зону его ответственности, дайте ему самостоятельности.

      А как же все это выполнить, когда у самого буря эмоций внутри, скажете Вы?! Я ведь тоже человек! И у меня есть свои потребности, которые я хочу удовлетворять. И будете правы! А здесь еще одна волшебная формула: уважайте права и потребности ребенка, и он будет уважать Ваши!

      А бывают моменты бессилия, когда уже очень сложно понять друг друга. Может по привычке, или так уже исторически сложилось, когда многие грани в отношениях уже нарушены. Тогда поможет чистосердечное признание. Расскажите ребенку о том, что Вы чувствуете: «Знаешь, когда мы вчера повздорили с тобой, мне стало очень грустно. Как же так все у нас получилось…Я ведь очень переживаю за тебя, поэтому не пускала тебя на дискотеку…» Возможно за этим последует долгий и искренний разговор с чадом, возможно ребенок услышит что-то новое для себя и поймет (например, что у мамы тоже есть чувства, границы), а возможно он не сразу поймет этот порыв и примет за манипуляцию (это когда уже совсем потеряно доверие), но в любом случае открыться перед ребенком – это облегчение души.

        О, нет, не подумайте, что это потеря авторитета или Вашей ценности как родителя, это также не падение ниже плинтуса – это признание того, что Вы – живой человек. Со своими слабостями и ошибками! Это здоровое поведение ЗДОРОВЫХ родителей!

        Все довольно просто в описании и сложно в исполнении. А никто и  не обещал, что будет легко.

Вам будет такТрудности с детьми Как быть

                                     так

                                                вот так       

                                                               и даже так       

             А потом вся эта тяжесть сменится легкостью  и комфортом в отношениях  с любимым чадом. Это стоит того, попробуйте!

 

P.S.: Важно не путать истинные здоровые потребности ребенка, от нездоровых. Например, «ребенку» - алкоголику дать денег на бутылку горячительного. Чем не потребность, ведь «трубы же горят»! Это нездоровая потребность. И решать ее необходимо совсем другими путями.

С Уважением и Верой в Вас, 

Психолог  - Юлия Владимировна Мормуль



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Я ведь тоже твой сын, мама! Я имею право!
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Когда ты мама своей маме...
  • На самом деле я от тебя хочу только этого... или послание идеальной маме.
  • Мама,у меня есть права...
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Родители и их дети. Почему так важно жить СВОЕЙ жизнью.
  • Как понять потребности своего мужчины, когда вы недавно знакомы?
  • Как не быть со своими детьми такими же какими были Ваши родители с Вами
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Притяженья больше нет…а ведь мечтали, что на всю жизнь!
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Размышления о маме - 4. У мамы тоже была мама.
  • Зачем идти к психологу? Ведь есть друзья!
  • А ведь мама говорила, а я ее не слушала…
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь