|
Путешествие к шаманке и о мире духовАвтор статьи: Сергеева Наталья Владимировна
Алтайский шаман (Alaska State Library - Historical Collections) Данная статья является продолжением статей «Путешествие к шаманке» и "Путешествие к шаманке и о шаманских практиках "Особенность мировосприятия у древних людей состоит в образности мышления. Наши далекие предки воспринимали мир живым. Это означает, что всякое тело, предмет, явление, умение или навык имеет живую составляющую – дух. Об этом говорят бесчисленные фразеологизмы (устойчивые словосочетания).Дождь идет, солнце садится, лед встал, месяц светит, солнце греет, пришла весна, ветер дует, время бежит и др. Во всех случаях видим проявление живого у неживого. Неживое наделяется качествами живого. Дети мыслят образами. Взрослые (в большинстве своем) лишаются образности мышления. Из детского правополушарного взрослое мышление становится левополушарным. Однако некоторые взрослые сохраняют способность мыслить образами. Это – творческие, креативные и гениальные люди. Помните, А. Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» рассказывает об удивительном живом зеркальце: «Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело». Там же, главный герой ведет диалог с солнцем: «К красну солнцу, наконец, Обратился молодец. «Свет наш, солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу…» с месяцем: Темной ночки Елисей, Дождался в тоске своей., Только месяц показался,, Он за ним с мольбой погнался:, «Месяц, месяц, мой дружок,, Позолоченный рожок!, Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». «Братец мой,» - Отвечает месяц ясный. «Не видал я девы красной». с ветром: Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе» «Постой», - Отвечает ветер буйный. «Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора…» Зеркальце, солнце, месяц, ветер наделяются живой сущностью. У них есть живая составляющая - дух. Именно к ним, к духам солнца, месяца и ветра обращается за помощью королевич Елисей и получает ее. В основе шаманских технологий лежит обращение шамана к добрым духам за помощью, энергией, силой, ресурсами и общение с духами («шаманское состояние сознание» по М. Харнеру).Общение с духами требует от шамана готовности общаться с ними. Готовность – это такое состояние психики, которое характеризуется полной ясностью сознания и полным освобождением от человеческой суеты. Практики, используемые в шаманстве, языком описать почти невозможно, слов подходящих пока нет. Практики – это определенные состояния. А человеческий язык развивается следом за практиками (деятельностью). Чем больше людей будут практиковать шаманские технологии, и чем больше будут говорить о них, тем быстрее человечество создаст подходящие термины… (Говоря о технологиях, я говорю не о внешних атрибутах, которые обычно видят или слышат присутствующие на шаманских практиках, как-то: одежда, предметы, песни, окуривание и пр.. Речь идет о глубинных психических процессах у шамана). Все пространство заполнено духами. Духи есть и у больших энергий: стихий и архетипов. Шаман может просить только на своей силе, а может пользоваться силами животных и растений. Духами-помощниками могут выступать предметы (камень), местность, огонь, личные действенные способности и навыки человека (умения общаться, плавать, запоминать, что-то понимать, петь, танцевать, охотиться и т.п.). При освоении новых умений и навыков количество «помощников» в течение жизни может увеличиваться. Многие из этих умений люди перенимают у животных, птиц, земноводных, т.е. у тех, которые считаются авторитетами в своих видах деятельности. В этих случаях считается, что духи соответствующих представителей животного мира помогают человеку в его запросах. (Отсюда и соответствующие имена у древних людей: Хитрая лиса, Бешеный Конь, Красный Волк и др.). Духи будут помогать шаману только в том случае, если он находится на пределе своих возможностей. Иначе говоря, если шаман может сделать что-то сам, он должен это делать сам. Потому что в этом случае духи помогать ему не будут. Однако если шаман действует на пределе своих возможностей, и духи к нему благосклонны (он дружен с ними), то они ему помогают. Шаман – как феномен – родом из далекой древности. Мировосприятие шамана такое же, какое было у наших очень далеких предков: мир населен духами. В измененном состоянии сознания шаман контактирует с ними. Измененное состояние сознания – это такое состояние психики, когда сознание «отключается» и перестает контролировать как внешнюю действительность, так и собственное бессознательное. Говоря психологическим языком, шаман фактически обращается к своему бессознательному, к своему образному воображению и именно оттуда получает информацию, помощь и ответы. И при этом с каждым разом он нарабатывает и увеличивает свой собственный опыт новой духовной реальности. Источник Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|