|
Стоит ли обзывать ребенка «дурачком»Автор статьи: Афанасьева Мария Александровна
Вам когда-нибудь приходилось видеть такую сцену: стоит, понурившись, мальчик или девочка, а рядом – кто-то взрослый, и понятно, что не чужой человек, а мама, папа, бабушка... И этот взрослый громко отчитывает малыша: – Ну как можно было до такого додуматься? У тебя что, совсем мозгов нет? Не соображаешь ни черта! Это ж каким надо быть дураком, чтоб такое сделать! В этой статье мы даже не будем касаться случаев, когда подобные слова звучат в устах воспитателей, школьных учителей и т.д., и это, конечно, прямое нарушение правил педагогики, этики и «превышение должностных полномочий», и имеет право быть ничуть не большее, чем вышеописанный этюд. Однако для ребенка самые главные, самые значимые люди на свете – это мама и папа, и когда подобное безобразие исходит от них, это может обернуться самыми неприятными последствиями. Правда, бывает еще и по-другому: точно так же стоит, понурившись, малыш, а рядом – взрослый, только взрослый этот громких звуков не издает, а молча выражает ребенку свое презрение. Взрослые-то разные бывают, с разными темпераментами, даже при схожих ограничивающих убеждениях. Однако вербальная или невербальная форма сообщения никак не влияет на дальнейшее развитие событий. А суть в том, что упомянутые ограничивающие убеждения заставляют их рассматривать ребенка как маленькое, неразумное, откровенно глупое существо – и более того, такой взгляд передавать вовне, в первую очередь – самому ребенку. (Напоминает активировавшуюся эмоциональную установку «Я благополучен – Вы неблагополучны». А убеждения могут быть следующими, разделим их условно на 2 группы: 1) «Все дети глупые и ничего не понимают в жизни»; 2) «Я самый умный, другие по сравнению со мной просто дураки»). Интересно, что скорее всего, большинство взрослых, позволяющих себе подобные вещи, при этом думает, что таким странным образом помогают ребенку поумнеть, повзрослеть, опыта набраться. Вроде как «стимулируют» и «мотивируют». Но на деле происходит совершенно обратное. Дело в том, что если взрослый относится к ребенку как, простите, к дурачку, то ребенок моделирует это отношение. К себе как к дурачку. Это отношение (в первую очередь – как шаблон восприятия и чувствования) подкрепляется вербализованными детскими решениями (для их формулировки достаточно трех-пяти раз повторения контекста): «я тупой», «я глупый», «я бестолковый» и т.п. Эти решения встраиваются в систему убеждения формирующейся личности. Ребенок, который еще только строит образ себя, разрабатывает о себе представление, ориентируется в этом процессе на мнение своих-самых-значимых – родителей. А также других близких родственников, с которыми плотно общается. И если они считают его глупым, бестолковым, бездарным и т.п. – он с полной уверенностью начинает считать себя таким же. Дело в том, что мы блокируем ребенку доступ к каким-то частям личности, ресурсам и процессам не только путем прямого запрета «нельзя делать так/нельзя таким быть», но и посредством отрицания того, что это у ребенка есть. Когда мы обвиняем малыша в том, что он поступил глупо (это логический уровень способностей, т.е. фактически: на что я способен? я способен быть глупым), или, что еще страшнее, в том, что он «поступил, как дурак» (как кто? – это логический уровень метафоры, который автоматически простроит всю цепочку вниз до уровня поведения, и в итоге мы получим надежное закрепление поведения «как у дурака»), мы отрицаем то, что он вообще-то от рождения, изначально, очень умный. Конечно, нужно сразу развести понятия «умный» и «опытный», почему-то их иногда путают напропалую. Новорожденный младенец действительно очень умен, и это никак не связано с отсутствием у него жизненного опыта, за исключением самого минимального. Интеллект – это способность обрабатывать опыт, информацию. И эта способность человеку (мы говорим о людях без серьезных анатомических отклонений, хотя и в этом случае все далеко не однозначно) присуща изначально, а в процессе жизни – совершенствуется и оттачивается. Или же блокируется, как в тех случаях, о которых мы пишем в этой главе. Чаще всего блокировка происходит частичная, и тогда стоит вопрос о пропорции заблокированной / разблокированной интеллектуальности. И вот, предположим, ребенку внедрили (опять же, речь идет о грубом вторжении в психику) убеждение, что он «тупой». А что дальше? А известно, что. Ребенок тогда начинает весь свой опыт рассматривать через призму мнимой глупости. Имеющийся – и тот, который только предстоит получить. И естественно, он ищет постоянных подтверждений такому сомнительному решению. И, конечно, находит. И еще больше укрепляется в этом своем «осознании». Необходимо отметить, что эти процессы протекают у него на бессознательном уровне. Наше осознанное, которое способно удерживать в фокусе внимания 7±2 объектов, не может оперировать таким количеством информации, и она, эта информация, помещается в область бессознательного, где и «действует». При этом осознанно ребенок может считать себя вполне даже умным – или же под воздействием внешних причин переключаться с одной точки зрения на другую: «я умный» – «я глупый». А как вы считаете, как будет действовать человек, который где-то внутри считает себя глупым? Как человек разумный? Как интеллектуальный, сообразительный, находчивый? Конечно, нет. Скорее всего, он будет слыть в своем кругу человеком «недалеким», тугодумом. Может быть, будет «тупить» иногда, в строго определенных контекстах. (Вы уже, конечно, догадываетесь, каких. Именно. Тех самых, которые связаны с принятием решения о своей глупости под воздействием извне). Впрочем, у него, как следствие предыдущего, может сформироваться убеждение «нужно делать вид, что я умный, чтобы никто не догадался, какой я на самом деле». И тогда ко всем «прелестям» заблокированной интеллектуальности у него добавится еще постоянное напряжение – страх разоблачения. Ну, это все равно что постоянно жить в режиме экзамена по предмету, который ты не знаешь. И привыкания не возникает… Так как же быть? Во-первых, как говорится, на каждое убеждение найдется… разубеждение. Иногда достаточно бывает осознать подобную «неприятность» как чужеродную структуру в психике – и ее «магическое» действие заканчивается. Иногда можно подтолкнуть этот процесс с помощью специальных упражнений, которые мы уже приводили в этой книге. Во всяком случае следует принять иные пресуппозиции (базовые, опорные положения) – и по отношению к своему ребенку, настоящему или будущему, и по отношению к себе как к человеку, который когда-то был ребенком и вполне мог получить такой вот «подарочек» в качестве убеждения (только, повторим снова, не нужно никого винить и искать виноватых – счастлив тот, у кого есть знание о том, что, как и для чего делать по-другому). А опираться по отношению к себе целесообразно на следующее. Каждый человек от рождения наделен способностью творить, интеллектом, умением любить, быть властным, ощущением свободы, сексуальностью, чувством юмора и некоей глубинной жизнестойкостью. И наша задача как родителей – помочь ребенку развить все эти способности, каждый из потенциалов. Именно что не заблокировать, а развить. Тогда наши дети будут расти счастливыми – и мы сами, идущие этим путем, будем становиться все более благополучными, возвращая себе на новом уровне когда-то потерянные радость, мудрость и любовь.
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|