Стоит ли обзывать ребенка «дурачком»

Вам когда-нибудь приходилось видеть такую сцену: стоит, понурившись, мальчик или девочка, а рядом – кто-то взрослый, и понятно, что не чужой человек, а мама, папа, бабушка... И этот взрослый громко отчитывает малыша:

– Ну как можно было до такого додуматься? У тебя что, совсем мозгов нет? Не соображаешь ни черта! Это ж каким надо быть дураком, чтоб такое сделать!

В этой статье мы даже не будем касаться случаев, когда подобные слова звучат в устах воспитателей, школьных учителей и т.д., и это, конечно, прямое нарушение правил педагогики, этики и «превышение должностных полномочий», и имеет право быть ничуть не большее, чем вышеописанный этюд. Однако для ребенка самые главные, самые значимые люди на свете – это мама и папа, и когда подобное безобразие исходит от них, это может обернуться самыми неприятными последствиями.

Правда, бывает еще и по-другому: точно так же стоит, понурившись, малыш, а рядом – взрослый, только взрослый этот громких звуков не издает, а молча выражает ребенку свое презрение. Взрослые-то разные бывают, с разными темпераментами, даже при схожих ограничивающих убеждениях. Однако вербальная или невербальная форма сообщения никак не влияет на дальнейшее развитие событий.

А суть в том, что упомянутые ограничивающие убеждения заставляют их рассматривать ребенка как маленькое, неразумное, откровенно глупое существо – и более того, такой взгляд передавать вовне, в первую очередь – самому ребенку. (Напоминает активировавшуюся эмоциональную установку «Я благополучен – Вы неблагополучны». А убеждения могут быть следующими, разделим их условно на 2 группы: 1) «Все дети глупые и ничего не понимают в жизни»; 2) «Я самый умный, другие по сравнению со мной просто дураки»). Интересно, что скорее всего, большинство взрослых, позволяющих себе подобные вещи, при этом думает, что таким странным образом помогают ребенку поумнеть, повзрослеть, опыта набраться. Вроде как «стимулируют» и «мотивируют». Но на деле происходит совершенно обратное.

Дело в том, что если взрослый относится к ребенку как, простите, к дурачку, то ребенок моделирует это отношение. К себе как к дурачку. Это отношение (в первую очередь – как шаблон восприятия и чувствования) подкрепляется вербализованными детскими решениями (для их формулировки достаточно трех-пяти раз повторения контекста): «я тупой», «я глупый», «я бестолковый» и т.п. Эти решения встраиваются в систему убеждения формирующейся личности. Ребенок, который еще только строит образ себя, разрабатывает о себе представление, ориентируется в этом процессе на мнение своих-самых-значимых – родителей. А также других близких родственников, с которыми плотно общается. И если они считают его глупым, бестолковым, бездарным и т.п. – он с полной уверенностью начинает считать себя таким же.

Дело в том, что мы блокируем ребенку доступ к каким-то частям личности, ресурсам и процессам не только путем прямого запрета «нельзя делать так/нельзя таким быть», но и посредством отрицания того, что это у ребенка есть. Когда мы обвиняем малыша в том, что он поступил глупо (это логический уровень способностей, т.е. фактически: на что я способен? я способен быть глупым), или, что еще страшнее, в том, что он «поступил, как дурак» (как кто? – это логический уровень метафоры, который автоматически простроит всю цепочку вниз до уровня поведения, и в итоге мы получим надежное закрепление поведения «как у дурака»), мы отрицаем то, что он вообще-то от рождения, изначально, очень умный. Конечно, нужно сразу развести понятия «умный» и «опытный», почему-то их иногда путают напропалую. Новорожденный младенец действительно очень умен, и это никак не связано с отсутствием у него жизненного опыта, за исключением самого минимального.

Интеллект – это способность обрабатывать опыт, информацию. И эта способность человеку (мы говорим о людях без серьезных анатомических отклонений, хотя и в этом случае все далеко не однозначно) присуща изначально, а в процессе жизни – совершенствуется и оттачивается.

Или же блокируется, как в тех случаях, о которых мы пишем в этой главе. Чаще всего блокировка происходит частичная, и тогда стоит вопрос о пропорции заблокированной / разблокированной интеллектуальности.

И вот, предположим, ребенку внедрили (опять же, речь идет о грубом вторжении в психику) убеждение, что он «тупой». А что дальше? А известно, что. Ребенок тогда начинает весь свой опыт рассматривать через призму мнимой глупости. Имеющийся – и тот, который только предстоит получить. И естественно, он ищет постоянных подтверждений такому сомнительному решению. И, конечно, находит. И еще больше укрепляется в этом своем «осознании».

Необходимо отметить, что эти процессы протекают у него на бессознательном уровне. Наше осознанное, которое способно удерживать в фокусе внимания 7±2 объектов, не может оперировать таким количеством информации, и она, эта информация, помещается в область бессознательного, где и «действует». При этом осознанно ребенок может считать себя вполне даже умным – или же под воздействием внешних причин переключаться с одной точки зрения на другую: «я умный» – «я глупый».

А как вы считаете, как будет действовать человек, который где-то внутри считает себя глупым? Как человек разумный? Как интеллектуальный, сообразительный, находчивый?

Конечно, нет. Скорее всего, он будет слыть в своем кругу человеком «недалеким», тугодумом. Может быть, будет «тупить» иногда, в строго определенных контекстах. (Вы уже, конечно, догадываетесь, каких. Именно. Тех самых, которые связаны с принятием решения о своей глупости под воздействием извне). Впрочем, у него, как следствие предыдущего, может сформироваться убеждение «нужно делать вид, что я умный, чтобы никто не догадался, какой я на самом деле». И тогда ко всем «прелестям» заблокированной интеллектуальности у него добавится еще постоянное напряжение – страх разоблачения. Ну, это все равно что постоянно жить в режиме экзамена по предмету, который ты не знаешь. И привыкания не возникает…

Так как же быть?

Во-первых, как говорится, на каждое убеждение найдется… разубеждение. Иногда достаточно бывает осознать подобную «неприятность» как чужеродную структуру в психике – и ее «магическое» действие заканчивается. Иногда можно подтолкнуть этот процесс с помощью специальных упражнений, которые мы уже приводили в этой книге. Во всяком случае следует принять иные пресуппозиции (базовые, опорные положения) – и по отношению к своему ребенку, настоящему или будущему, и по отношению к себе как к человеку, который когда-то был ребенком и вполне мог получить такой вот «подарочек» в качестве убеждения (только, повторим снова, не нужно никого винить и искать виноватых – счастлив тот, у кого есть знание о том, что, как и для чего делать по-другому). А опираться по отношению к себе целесообразно на следующее. Каждый человек от рождения наделен способностью творить, интеллектом, умением любить, быть властным, ощущением свободы, сексуальностью, чувством юмора и некоей глубинной жизнестойкостью. И наша задача как родителей – помочь ребенку развить все эти способности, каждый из потенциалов. Именно что не заблокировать, а развить. Тогда наши дети будут расти счастливыми – и мы сами, идущие этим путем, будем становиться все более благополучными, возвращая себе на новом уровне когда-то потерянные радость, мудрость и любовь.

 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов



Просмотров: 309
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Проблема низкой самооценки или Как помочь своему ребенку быть уверенным в себе?
  • Что может быть важно ребенку
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Мужчина общается с вами, только тогда, когда ему хочется
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Зачем стоит быть таким как все? Интересно!
  • Почему зависть может быть только черной
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • Ограничивающие убеждения. Или почему ты такой умный, но такой бедный? Практика.
  • Прогноз может быть только удачным.
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Детский нейропсихолог: кто это такой и чем он может помочь ребенку?
  • Какой взрослый нужен ребенку
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь