|
Контроль и доверие в работе психологаАвтор статьи: Шестаков Владимир Васильевич
Бывает так, что какие-то действия мы совершаем осознанно, какие-то осознаем по факту, третьи вообще можем не замечать. Вопрос к коллегам: когда вы работаете с клиентом, ищете ли вы осознанно каждое следующее действие или позволяете появляться идеям по поводу того, что делать? Держитесь ли вы за известный заранее алгоритм или можете отклониться от намеченного маршрута, чтобы поисследовать проблему новыми, непривычными способами? И как часто у вас проявляется новый инструмент, который вы потом используете с другими клиентами? Наверное, все уже в курсе про тот совет, что надо выходить из зоны своего комфорта, чтобы развиваться. Но мы часто ходим по своему комфортному кругу, даже если чувствуем, что пора меняться, пора свернуть в темный лес, чтобы нанести на свою карту новые маршруты, места, полезные ископаемые. Мы знаем, что там, за неизвестностью нас ждет куча бонусов, побед, но мы думаем: вот еще кружочек пробегу и рвану через бурелом. Ведь в привычном контексте нам все известно, мы все контролируем, а в новой реальности может показаться (или не показаться), что контроль ускользает. Например, когда вы разговариваете с человеком, всегда ли вы его дослушиваете до конца или перебиваете, потому что вам кажется, что вы потеряете нить, которую у себя в голове выстроили, а собеседник уведет вас туда, где вы будете себя чувствовать так, будто оказались в неизвестном городе без денег и документов? Когда я так делаю, мне кажется, что я похож на человека, который долго держал гранату без чеки, а когда его просят разжать руку, он не может этого сделать, потому что не доверяет никаким альтернативам. К вопросам, который я задал вначале, добавлю еще один: идете ли вы за клиентом, позволяете ли вы вести себя в кроличью нору? Или сразу делаете клиента ведомым? Если мы идем за клиентом, всерьез (или с любопытством) воспринимаем то, что, возможно, не сходится с нашей картиной мира, то человек начинает нам доверять, и делиться реальной проблемой, а не фантиками. Один бизнес-тренер сказал, что в нашем обществе принято общаться так, как будто мы видим перед собой зеркало, а не собеседника. К сожалению, встречал таких психологов (достаточно известных и авторитетных в профессиональных кругах), которые, общаясь, полностью поглощены своим «зеркалом», игнорируя собеседника или аудиторию. К сказанному вспоминается история про доктора Джеймса Роджерса, который лечил людей, тем что убеждал их в том, что они со своей проблемой уже нормальны, тем самым помогая людям социализироваться. Готовы ли вы довериться клиенту и сходить в гости в его вселенную, и вернуться с новыми впечатлениями, новыми инструментами? Готовы ли вы сделать шаг в неизвестность, чтобы стать богаче? Увидеть искреннюю признательность за то, что не просто выслушали, а поверили ему, что реальность именно такова, как он ее описал. И конечно же никто не отменял осторожность и бдительность, которые всегда полезны, когда вы оказываетесь в незнакомом месте. Бывает полезно быть одновременно любопытным ребенком и внимательным родителем. Сложно к душе человека подходить только формально, и опасно нырять туда с искренним безрассудством. Подводя итог, хочу сказать, что нам, психологам бывает полезно проявить любопытство и азарт, довериться тому, что с нами происходит в первый раз и отправиться в творческое путешествие, в котором ты не всегда за рулем. И при этом всегда помня об ответственности и действуя в соответствии с принципом «не навреди». Желаю всем творческого вдохновения и разумной осознанности! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|