|
Cтихия Земли в биографии и творчестве К.Г. Юнга (I)Автор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
«Стоило представить себя камнем, все становилось на свои места: "У камня нет проблем и нет желания рассказывать о них, он уже тысячи лет такой, какой есть, тогда как я лишь феномен, существо преходящее; охваченный чувством, я разгораюсь, как пламя, чтобы затем исчезнуть". Я был лишь суммой всех моих чувств, а Другой во мне был вне времени, был камнем». «Петр - колеблющийся - наименован камнем». «Сядь, будь тихим» К.Г. Юнг
«Стихия Земли» как это универсальная, межкультурная и вневременная мифологема
Стихия Земли наравне со стихиями Воды, Огня и Воздуха – это способы амплификации бессознательного материала: четыре стороны света и четыре направления; четыре века в истории человечества; четыре времени года и четыре времени суток, соответствующие солнечным циклам; четыре периода жизни человека; 4 компонента геометрических фигур, имеющие наибольшее мифопоэтическое значение. Четверичность выражает архетип Самости и задает пространство психического для возможности индивидуации. Тема четырех стихий присутствовала в античной философии, а К.Г. Юнга можно назвать продолжателем исследований стихий. Согласно учению Демокрита, в беспредельном пространстве движутся неделимые и непроницаемые частицы - первоатомы огня, земли, воздуха, воды. В геоцентрической космологии Аристотеля вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены сферы четырёх первоэлементов — земли, воды, воздуха и огня, которым в современной науке соответствуют агрегатные состояния вещества - твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное. Понятиям литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера также можно поставить в соответствие с аристотелевскими сферами четырёх элементов. Философия Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов послужила началом для развития идей Гиппократа о четырех «соках» тела. Гиппократ, связал характеры с четырьмя сторонами света и свойствами природы (сухость, влажность, холод, тепло). Идеи о четырех типах темпераментов (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) получило развитие в работах Галена и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. К.Г. Юнг выстраивает свою типологию функций сознания, начиная с представлений Гиппократа. Архетипы, духи и божества стихий были положены им в основу представлений о функциях сознания: стихия Земли нашла выражение в функции восприятия и ощущения, Воды в ценностной функции чувств, Огня в установления связей и трансформации познаваемого в мышлении, а Воздух бы представлен как интуиция времени и возможностей. В мифологических путешествиях герой согласно своей ведущей функции сознания проходит все этапы преобразования и трансцендирования себя внутри одной из стихий по рациональной или иррациональной оси. Также развитие может рассматриваться как процесс интеграции в личности всех функций – стихий, что может быть уже представлено не вертикальным образом Мирового Дерева, а солярным символом свастики, движущимся влево или вправо в зависимости от предпочтения той или иной дополнительной функции сознания. Характеристика стихии Земли
В аналитическом дискурсе и коллективном бессознательном мать представлена как податель жизни – Земля (Terra Mater или Tellus Mater), Мать прародительница (Terra Genetrix) Великая Мать, Родина Мать и пр. Образ Великой Матери присутствует в основании всех религий, также как и собственная мать всегда присутствует в личном мифе каждого человека. В традиционной восточной «физиологии» стихия Земли соотносится с чакрой Муладхарой, названной корнем и силой жизни, опорой и фундаментом существования. На этом уровне решается простой и определяющий всю последующую жизнь вопрос - жить или не жить, уверенность или неуверенность в своем присутствии. Здесь формируется инстинкт самосохранения, физическая сила или воля к жизни, выносливость человека. Выживание напрямую соотносится с чувством безопасности, базовым доверием и фигурой матери. В оккультной традиции эпохи Возрождения стихийные силы коллективного бессознательного представлены в частности, в старших арканах гадательной системы карт Таро. Последовательность образов раскрывает важные вехи на пути индивидуации и при этом развитие героя с определенным типом сознания выражена своим набором карт. Для человека под сильным бессознательным влиянием стихии Земли, каким нам представляется Юнг, освоение бессознательного происходит через Земные Арканы и начинается с карты Императрицы. Императрица. Единство с материнской стихией Великой Матери с могучим и древним инстинктом жизни, с богиней плодородия, любви и деторождения, ощущение себя частью природных процессов, одухотворение Природы. Связь со своей личной матерью. Верховный жрец. Необходимость войти в мир за пределы родительской семьи, где нужно приспособиться, освоиться, выучить, пройти подчинение моральной власти, церкви, школы, научиться слушать наставления учителей и соблюдать приличия. В обмен на это ты получаешь дар снисходительности и прощения за любые ошибки. Формирование первой системы ценностей – понятия добра и зла. Отшельник. Мотивы уединенности, тишины, аскетизма, сдержанности, сосредоточенности, отрешенности, «шепот бессознательного» (К.Г. Юнг) и готовность встречи с Неизвестным. Поиск внутренней целостности, познание оккультных сил, способность к самоанализу, самоисцелению и врачеванию. Дьявол. Встреча с теневой фигурой, страхи и искушения грубой чувственностью, кажущейся простотой, экстравертными ощущениями, властью с попаданием в зависимость, развитие пороков, фанатизм и прочих «загрязнений» сознания, от которых нет защиты кроме как включить их в свою психику, интегрировать и наложить сознательные ограничения, то, что фон Франц Мария – Луиза называла «воспитанием подчиненной функции». Мир. Ощущение себя частью бесконечного космического танца, восприятие себя частицей жизни, зародившейся на Земле, воссоединяющейся со всей Вселенной и продолжающей свой путь после окончания земной жизни. Все эти мотивы, представленные земной квадрой Таро, прослеживаются в биографии Юнга от детства до старости, прослеживаются в его трудах и являются судьбоносными. Интенсивные отношения со стихией Земли в период пробуждения сознания наложили глубокий отпечаток на всю жизнь. Детские сны и фантазии, наполненные архетипическими образами; сильная материнская Анима, поселившаяся в бессознательном; детские тайны и игры, напоминающие ритуалы; формирующийся самобытный харктер, воля, настойчивость, внимательность к деталям; вязкость, тяжеловестность и непрозрачность ряда текстов; постоянные ссылки на опыт и позитивные данные наук как бы в оправдание; иррациональный лейтмотив всего творчества, нестандартный поиск доказательств, обращение к археологии, мифологии, алхимии, системам гадания; способы проживания кризисов: башня в Боллингейме как неотъемлемый артефакт его жизни, превратившийся из «материнского лона» в каменную мандалу Самости – все это немыслимо вне связи со стихией Земли.
Представление о стихиях, архетипах и комплексах
Античный термин «элемент» в настоящее время сохранился в словосочетании «химический элемент», а также в виде прилагательного в термине «элементарная частица», что не означает малозначительная, а указывает на изначальность и неделимость. Бесконечное многообразие проявлений материи обусловлено наличием известных 350 элементарных частиц. Стихии и первоэлементы благодаря типологии Юнга сохранились в современном представлении о психике человека, где архетипы - это прообразы и пустые формы, наполняющаяся при развитии индивидуального сознания, соответствующие числу всех возможных жизненных данностей и коллизий, а комплексы - аффективно заряженные идеи, в центре которых находится тот или иной архетип. И здесь мы имеем не параллелизм или случайное совпадение, а внутреннее единство представлений об элементах (стихиях) и открытий аналитической психологии. Элементарные частицы, как и архетипы (психоиды) обладают материальной корпускулярной и динамической волновой природой, воплощают собой структурно-динамическую целостность и весь спектр реальности от Природных инстинктов к Духу. Из ограниченного количества элементарных частиц рождаются все воплощения и трансформации материального мира. Из ограниченного количества архетипов складывались тысячи и миллионы религиозных, научных воззрений, произведений культуры, виды обрядовой практики освоения мира и миры индивидуальных сознаний с их комплексами. В элементарных частицах как и в архетипах присутствует бинарность – частица-античастица, Демиург и его Тень, Самость и Персона, Пуэр и Сенекс… Тот же принцип бинарности имеет место и в стихиях – четверка как две парные противоположенности – иррациональная женская пара Земля и Вода, и рациональная мужская пара Огонь и Воздух. Кроме того, в каждой стихий есть свои скрытые негативные и осознанные позитивные аспекты, внутренняя и внешняя направленность, иррациональный и рациональный аспекты. Деградация, упрощение личности, расстройства психики и деградация личности есть нарушения в согласованности динамики стихий, поглощение архетипом, накопление энергии внутри комплекса, отщепление автономного комплекса, что выражается в личных драмах и болезнях. Нечто созвучное беде отдельного человека мы слышим сегодня в сообщениях о разрушительных природных явлениях и о том, что где-то произошло стихийное бедствие. И, возможно, это не просто созвучие.
Проспективный архетипический опыт К.Г. Юнга, двойственная природа матери, связь с Природой и отношения со смертью
Разрастающийся шар здесь может быть и плохой материнской грудью из обыденного опыта и пугающий грандиозный образ Самости. Внешняя традиционность материнского образа не скрыла от Юнга скрывающейся в ее бессознательном хтонической звериной природы Великой Матери. Бессознательная материнская часть порождала сомнения в надежности бытия и лишала чувства беспроблемности существования. Негативный материнский комплекс стал одной из первых аффективно заряженных идей, превратилась для Юнга в вызов и призвание, требующие адекватного ответа. Сложные отношения с материнским комплексом в итоге трансформировалась в посвящение таинствам стихии Земли.
Связь с разрушительными аспектами стихии Земли, наблюдение сцен как Земля принимает тела умерших, католические обряды погребения все это мешало Юнгу принимать добропорядочный облик Христа спасителя как того требовала традиция. В детском сознании он был функционально неразделим с его теневой дьявольской стороной и сам Иисус был представлен не столько как сын Бога небесного, а как хозяин нижнего мира, принимающий покойников. Для канонического христианства это было самой радикальной ересью и святотатством, тайной ребенка, которой он не мог поделиться даже в кругу своей семьи. Должно было пройти много лет, чтобы традиционная дуальность западного сознания и христианской религии была переосмыслена Юнгом и представлена как глубинная связь архетипа Спасителя и его Тени – сына Бога воплотившегося на Земле и земного Бога – хозяина Нижнего мира. Посвящением в стихию Земли можно назвать повышенный травматизм Юнга. Он сопутствовал ему с детства и до позднего возраста. То, что наиболее удалено от сознательной установки – подчиненная функция ощущений является уязвимой и слабой. Как психологически, так и буквально. Если подчиненная функция связана со стихией Земли, то она обязательно проявляется на телесном уровне в падении и физических травмах.
Наряду с этим стихия Земли как Природа, мир предков, целостное мифологические восприятие реальности на уровне подчиненной функции экстравертных ощущений стала для Юнга источником духовного опыта.
Юнг считал, что у совсем маленького ребенка бессознательное открыто выражает себя в архетипически окрашенных сновидениях и фантазиях. Рассказы взрослых о «Her Jesus», защищающего маленьких детей по ночам и в то же время мысли о том, как он принимает умерших в Землю, ассоциации с черными одеждами священников привели маленького Юнга к сновидению о земном Боге, обитающем в лоне Земли и отличающемся от традиционного образа Иисуса.
В материнской стихии Земли еще нет разделения на мужское и женское. Божество этой стихи гермафродитично – совмещает в себе женское и мужское начало (трон и вертикальный предмет, покоящийся на кресле). Но в целостном своем образе это скорее похоже на то, как изображают чакру Муладхара в художественном расширении.
Иисус - сын Божий и Сатана - извергнутый на Землю падший ангел оба являются для Юнга духовными персонажами. При это обладающими явными признаками приземленности и материализованности. Отход от дуальности материи и духа, верха и низа проходит лейтмотивом через все произведения Юнга. А одно из ключевых понятий юнговской психологии - "архетип" выражает единство инстинктивной и духовной природы человека.
На этот вопрос Юнг начал отвечать в зрелом возрасте, преодолевая в интроспективных опытах христианский дуализм Бога и Дьявола.
Образ змеи потом воплотится в фигуре Абраксаса - Бога, по ту сторону мировых противоречий - Бога над Богом и Дьяволом. Кольцо с этим гностическим символом Юнг носил на руке. Использованная литература:
Слушать: Музыка Земли (настрой медитация): Я есть. Опора существованию, инстинкт самосохранения, выносливость, физическая сила. Потребность в безопасности, стремление к комфорту.
Продолжение следует... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|