|
Все о принцессах: Персефона – принцесса ЗемлиАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
«Все бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!» (Марина Цветаева) «Не пастушка, не королевна (Анна Ахматова) Принцесса Земли воплощает в своих многочисленных образах силу земной стихии. Она первая, поскольку воплотила в материи качества принцесс Огня, Воды и Воздуха. Обладая своими качествами земной девушки, она как и ее крестная Геката-трехликая может открыться в любой из этих ипостасей. Поскольку Персефона завершает круг других принцесс и приходит в девичий хоровод последней, то она не только первая, но и последняя, завершающая. В древней Греции Персефона была известна как дочь опекающей контролирующей матери (Деметры) и отсутствующего многодетного отца (Зевса). Она была похищена и принуждена к сожительству богом Подземного царства (Гадесом). В мягком варианте выходит замуж, мечтая о другом, переходит из руки в руки от матери к мужу или сбегает из родительской семьи, потеряв надежду найти там мир и покой. Определенно, что именно Персефоны являются самыми частыми гостьями в кабинете психолога. О Персефоне (другое имя Кора, что переводится как девушка) написано наибольшее количество психологических трудов. Ее мифологическая судьба легко просматривается в наших современницах, и она воплощает то, что называют истинным русским характером. Возможно, поэты и писатели других народов точно так же сказали бы, что она идеальным образом олицетворяет собой, например, истинную татарскую или кавказскую девушку. Независимо от того насколько хороша и заботлива ее мать, Персефона является маминой дочкой. Она либо привязана к матери, которая все знает и удерживает дочь возле себя, либо ищет мужа, в котором надеется найти теплое материнское объятие. Но в поиске нежности она зачастую находит лишь свое отражение - того, кто сам психологически юн и нуждается в заботе. С разрешения Персефоны приведу ее письмо к возлюбленному: Дорогой мой и горячо любимый друг! Я благодарна тебе за то, что ты дал мне время побыть без твоего общения и посмотреть на ситуацию со стороны. Я устала от того, что я строю отношения с человеком, который их не ценит. Я понимаю, что это классно, что ты оказываешь мне помощь по дому, но все это я могу делать сама, как делала раньше, мне нужен мужчина, а не помощник. Я не смогу жить с человеком, который не хочет сам заботится о себе. Ты боишься вылететь из гнезда и все время в него возвращаешься. Даже хочешь свить новое гнездо своим родителям. Сколько еще ты хочешь потратить своей жизни - проживая их жизнь? Я не смогу жить с мальчиком, который держится за подол своей мамы, мне нужен мужчина, который принимает решения и готов взять на себя ответственность. Мне не нужна подружка в доме, мне нужен мужчина, который готов быть со мной и финансово принимать участие в жизни. Я не понимаю, почему ты прячешь меня от родных, не нужно объяснять маме свой выбор. Я три месяца прошу цветов, но видимо, зря. Я девушка/женщина и если тебе это не видно, то это печально. Я их больше не жду. Я просила провести отпуск вместе, но не говорила, что меня надо финансировать, я все могу сама, когда нужно. Но я хочу быть рядом с сильным мужчиной, который может принимать решения за нас. Зачем мне человек, которому говоришь, что если он любит мяса - пусть принесет в дом, и я приготовлю, а человек зовет меня в гости к себе. Я не только могу сама накормить себя, но и отвечаю за жизнь своих детей. И порой мне приходится жертвовать собой, чтоб отдать им. Меня беспокоят разговоры о том, что ты не любишь детей и не хочешь травмировать ребенка. Чьего? Твоего в твоей голове? Мой ребенок уже получил травму при разводе. Он ждет папу, но это не говорит о том, что это должен быть любой человек. Мне нужен мужчина. Мужчина ведет по жизни за руку женщину, а не наоборот. Женщина не объясняет мальчику, как ее надо вести. Я мама только своим детям, мне есть кого воспитывать и отпускать из дома, чтоб за юбку не держались. Я не боюсь, что мой сын будет далеко, потому что у него должна быть своя жизнь и я принимаю это! Когда я закрываю глаза мне безумно приятно быть с тобой, мне спокойно и уютно, но мы не сможем продержаться на этом. В этом нет будущего. Желания юной Персефоны играть, развлекаться, служить тем, кто будет ее любить и с возрастом достигнуть «простого женского счастья». Счастье может и возможно, но совсем не так как представляет его себе девушка, собирающая со своими подругами цветы на лугу. Долгое время она остается несчастной и обиженной на тех, кто не способен подкрепить ее девичьи мечты. Краткая характеристика Глубокая и сильная связь с животворящей природой. Внешне моложе своих лет. По натуре восприимчивая, принимающая и отзывчивая, нуждающаяся в заботе и способная заботиться о других. Послушная, терпеливая, нерешительная, исполнительная, готовая выполнять поручения, аккуратная, внимательная к деталям, старательная и умеющая довести начатое дело до конца. Естественная в проявлении желаний.
Идеальная жена по меркам патриархальной культуры, в которой женственность приравнивается к пассивности и зависимости, «женственность в ее предельном выражении» (Кроули А. Книга Тота). В ней содержатся все женские качества, и какое из них проявится - целиком зависит от внешнего влияния. В книге Эстер Хардинг «Путь всех женщин» это тип – «женщины-анимы»:
Такая женщина является идеальным объектом для мужских проекций и бессознательных ожиданий иметь послушную и зависимую жену, которая везде следует за ним и всегда разделяет его интересы и ценности.
Развитие и сексуальность Миф и жизненная реальность свидетельствуют, что именно отношения с мужчиной способствуют развитию зрелой личности Персефоны. Через мужчину Персефона превращаясь из девы в женщину: познаёт любовь, совершает выбор, уходит из-под влияния матери, получает силу и познает свою темную инстинктивную сторону хозяйки Нижнего мира. Мужчина, выбранный Персефоной и способствующий отделению от властной матери, воспринимается этой матерью как недостаточно хороший претендент на руку ее дочери. Но решать, с кем она будет жить решать должна сама Персефона. Проснется ли она подобно Спящей красавице от поцелуя или перевернется на другой бок. Мужчина, разбудивший в Коре женщину, на самом деле может быть плохим вариантом для совместной жизни. Все как говорила мама. Но если пробуждение сексуальности все же состоялось, то с этого начинается новая веха в жизни. Пробуждение женственности положительно сказывается на самоуважении принцессы. Ухудшение отношений с матерью может свидетельствовать о взрослении Персефоны, поскольку только повзрослевшая дочь способна противостоять материнскому захвату. Удаление от матери означает начало пути к самостоятельной жизни. Лишь после обретения эмоциональной независимости от матери их отношения могут восстановиться на новом уровне. Откатом к материнскому может быть выбор Персефоной роли матроны и реализации себя в деторождении - «мать продолжается в дочери, а дочь продолжается в матери» (Эльячефф К., Эйниш Н., Дочки матери. 3-й лишний). Либо она может пойти по пути статусной жены Геры, раскроет в себе сексуальность Афродиты, станет с возрастом настоящей королевой подземного мира, владеющей тайной жизни и смерти. Либо так и останется вечной невестой с юношескими иллюзиями и ожиданиями до самой старости. Принцесса Земли тем и замечательна, что ее будущее открыто и непредсказуемо в своей вариабельности.
Исходно она долгое время остается дочерью - ребенком и не имеет контакта с инстинктами и влечениями. Сексуальное влечение со стороны мужчины воспринимается ею как неизбежность или как насилие, но склонная подчиняться, или будучи замужем она уступает мужским желаниям – «делай, что хочешь и лучше скорее». Как 12-и летней девочке ей нравится нравиться, она знакома с аутоэротическими чувствами, но поскольку сексуальность латентна, то потребуются годы, чтобы пробудилась чувственность, страстность и возможность испытывать оргазм в отношениях с мужчиной. Этим ознаменуется конец затянувшейся юности и начало зрелости. В мифе о Персефоне после ее замужества она обретает связь с богиней любви Афродитой и представляет ее подземный теневой аспект сексуальности. Сексуальность не менее сильную, чем у самой Афродиты. Персефона становится женщиной Гадеса не когда он утащил и изнасиловал ее, а когда она приняла от него зерна граната, навсегда привязав себя к подземному миру и собственным бессознательным инстинктам. Светлая и теневая жизнь Персефоны Персефона жена и Персефона дочь Чтобы развиться как женщина имеет значение не только посвящение в таинства сексуальной жизни и чувственности. В дневной жизни Персефоне важно учиться брать на себя ответственность за свою жизнь, уходя из роли жертвы материнско-дочернего или мужского насилия.
Печаль Персефоны, украшающая нарциссический образ страдающей невольницы это не более чем подавленная или вытесненная агрессия. И если получается принять ее в свою личность, то похищенная принцесса становится королевой и хозяйкой подземного мира. При этом она может остаться женой своего Гадеса или развестись с ней. В жизни многих Персефон развод, если он только не является возвратом к маме, может сыграть положительную роль для развития личности и развитию навыков обеспечивать себя и полагаться на свои силы. Но порой и фантазии о разводе - символический развод, о котором говорят Персефоны в кабинете психолога, также может быть инициацией в зрелую жизнь. Другое качество зрелой Персефоны это Повелительница подземного царства, где она проводит треть жизни, будучи женой Аида и роль проводницы в подземный мир.
Персефона становится тем, кто способна перемещаться между уровнями личного и коллективного бессознательного и в потенциале может служить проводником и целителем.
Эрос и Танатос Нуаровский фон принцессы Земли связан с тем, что стихия Земли связана с циклами рождения и смерти. То есть это не про какую-то особенную эстетику, а про природные циклы, представленные в том числе в человеческой жизни и в переходных состояниях. Жених ждет появления невесты, но видеть ее не должен. Она невесть кто и не принадлежит этому миру, пока не пройдет церемония бракосочетания. Только после нее она получит статус жены и вернется в мир живых. Перестав быть девушкой и не став женой она для всех как бы мертва и находится в отношениях со смертью. "Спящая девушка и смерть", 1540 г. В брачном союзе бога мира мертвых Гадеса и Персефоны мы видим единство Эроса и Танатоса. Их союз не может быть понят буквально как обычный человеческий брак. Миф рассказывает, что в подземном мире бессознательного все едино: Любовь есть Смерть и бесконечный сон, а Смерть есть Любовь. Неразбуженный разум не способен разграничивать переживания и сопротивляться этой связи. Смертоносная любовь, юношеский и не только юношеский суицид на почве любви воспет не только Шекспиром, но и является сводками криминальных хроник. Перемещение Персефоны в царство мертвых означает ее смерть и Деметра уже никогда не увидит своей прежней дочери. Она вернется к матери лишь благодаря помощи мастера трансформаций Гермеса и это будет будет уже другая Персефона, лишенная девственности женщина, познавшая единство Эроса и Танатоса и способная их разделять благодаря сознанию. Теперь треть жизни она будет проводить в царстве мертвых и две третьих среди живых. В буквальном смысле, когда треть жизни уходит на сон, и символически, когда бессознательная жизнь будет столь же значимой как и сознательная. Будет две Персефоны, одна из которых будет без каких-либо перерывов на посещение матери встречать гостей бессознательного и друга, которая будет вести вполне светскую жизнь замужней женщины. И все это без сумасшествия и с сохранением целостности личности. Этим зрелая Персефона, прошедшая инициацию отличается от девушки Коры - дочери своей матери. Другие образы принцессы Земли: Елена Прекрасная (Троянская, Спартанская) – дочь Немезиды и Зевса. По К.Г. Юнгу, невеста – сопротивляющаяся богиня Немезида, преследуемая желанием Зевса перевоплощалась в различных животных, живущих на земле, в воде и в воздухе. В облике диких птиц первобытного болота (она - гусыня, он - лебедь) они отпраздновали свою свадьбу. Но эта свадьба была и осталась насилием. Любовь не могла смягчить богиню; последняя покорилась силе и превратилась в вечную мстительницу Немезиду. Елена, которую она родила стала вечно молодой Немезидой, желающая быть похищенной и всегда жестоко мстящая впоследствии (Душа и миф. Шесть архетипов). Библейская Марфа Лазарь и две его сестры, Марфа и Мария, всякий раз с любовью встречали Иисуса в своём доме. Обе сестры старались оказать почтение высокому Гостю. Марфа, отличавшаяся живым и деятельным нравом, сразу начала заботиться о приготовлении угощения. Её сестра Мария, человек тихий и созерцательный, также заботилась о достойном приёме Божественного Учителя. Но Мария иначе оказывала Ему свою любовь и почтение. Она в глубоком смирении села у ног Спасителя и слушала Его слова. Марфа хлопотала по хозяйству, но это были приятные хлопоты. Ей очень хотелось порадовать Христа. Когда Марфа готовила трапезу, ей показалось, что Мария праздно сидит у ног Христа, а все заботы по хозяйству легли на неё одну. Она обратилась к Христу:
Наташа Ростова в замужестве «Война и мир» Л.Н. Толстой
Татьяна Ларина «Евгений Онегин» А.С. Пушкин - «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива».
Офелия «Гамлет» В.Шекспир
Мэрилин Монро
Принцесса Диана
Гейша Молчалива, скромна, податлива. Обучается ничего не говорить прямо. Ее воспитывают избегать нарушения гармонии неприветливостью и прекословием. Идеальная японская женщина любезно пребывает в требуемом состоянии, но – на заднем плане – предвидит потребности мужчины и внешне принимает свою судьбу. Принцесса Нейтири «Аватар». Красная Шапочка Принцесса Земли в картах Таро. В Тени: Деловитость до полного поглощения материальным и практическими соображениями. Существование в режиме нон-стоп: Сделать, достать, купить, поесть, починить, приготовить, встретиться, сдать, принять… Накопительство. Лишний вес как его материальное воплощение. Переношенность, невозможность «разродиться» какой-то идеей. Чрезвычайная дотошность в делах и негибкость в мышлении. Тяга к роскошной жизни за чужой счет. Содержанка. Проститутка. Страх и агрессия к матери. Страх и ненависть к мужчинам. ____________________________________________________ Исследование этой и еще сотни столь же значимых тем в трансформационной игре "Metropolis" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|