|
Кожа, в которой я хочу жить.Автор статьи: Можаров Андрей Вячеславович
В далеком 1996 году во время моей первой учебы в Университете на факультете дополнительных специальностей, а у меня это был курс «Психолог в сфере народного образования», глубокоуважаемый мой преподаватель Галина Павловна Редя предложила на семинаре всем известный психологический прием: подумать, как бы ты организовал свою жизнь, если бы точно знал, что тебе осталось жить (далее с вариациями) один год, один месяц, один день. Помнится, это еще было задолго до того, как она мне подсунула для чтения книгу Карла Юнга «Проблема души нашего времени», которая стала моей первой ласточкой в юнгианство. Я очень благодарен Галине Павловне, что она смогла рассмотреть во мне ту самую душу, в которой отзовутся рассуждения Юнга. Именно чтение этой книги можно считать началом отсчета моего пути в аналитической психологии. Разумеется, все сложилось намного раньше в бессознательном: раскручивая свою жизненную историю назад – это становится очевидным. Ну а сейчас последует лобовое столкновение собственно с самим вопросом: допустим, вы женщина и вам 35-45 лет и вы можете скушать молодильное яблочко и на год-два стать молодой и красивой, при том, что вы знаете, что действие яблочка может быть опасным, а эффект не таким долгим, скушайте ли вы его? Однажды я напишу мемуары про свою жизнь и работу в Египте 1999-2001 году, но пока вспомню пару эпизодов, относящихся или не очень к нашей теме. Весной 2001 года я стоял тогда еще молодой и загорелый за стойкой в ресепшен отеля Royal Palace в Хургаде. Работа менеджером по приему гостей в египетском отеле, где я на тот момент, был единственным русским сотрудников, надолго мне запомнится множеством приключений. Сотрудник ресепшен, дающий вам номера и принимающий документы является, можно сказать, лицом отеля. Однажды под конец своей смены я стоял за стойкой, опустив голову, и подводил свой баланс, когда для регистрации ко мне подошла красивая польская туристка. На вид ей было 28-32 года. Она слишком пристально на меня смотрела, я улыбнулся, она тоже, и тихо прошептала: “You are very much good-looking guy!” Я, разумеется, смутился. Даже покраснел. Я взял ее паспорт и попросил подождать. Она мне подмигнула и снова прошептала какой-то комплимент. Позже она пару раз мне звонила из номера и так раскованно по-европейски предлагала заняться с ней сексом. Опустим подробности. Она действительно была очень хорошо выглядевшей сорока-семилетней женщиной. Это я узнал из паспорта. Скажу честно, связи с ней не было: во-первых, это было запрещено, во-вторых, она была по паспорту ровесницей моей мамы (мне тогда было 25 лет), а в третьих, за время ее дефилирования мимо ресепшен я смог повнимательнее ее разглядеть, она была полностью сделана губы, нос, талия, грудь, кожа…, и все же ее выдавали руки, немного шея и осанка. Так впервые, я столкнулся с женщиной, которая изменила свое тело… Моей первой реакцией тогда было амбивалентное чувство интереса и отторжения, затем меня посетило чувство грусти: молодость неизбежно уходит, и почему-то особенно отчаянно у женщин. Корректировать свою внешность или нет? Улучшать ее тем, кто и так не обделен природой, т.е. стремится к совершенству и идеалу: молодость кожи (face-lifting), правильный носик (ринопластика), соблазнительные губы (и другие губы, кстати, тоже (лабиопластика, контурная пластика)), реверсивная процедура по возвращению девственности (гименопластика), идеальная фигура (липосакция, абдоминопластика) и т.д? Стоит ли прибегать к молодильным яблокам пластических хирургов женщинам бальзаковского возраста? А совсем молоденьким девушкам, накачивающим свое тело силиконом? Конечно, найдется много причин поискать во всем этом и дисморфофобию, дисморфоманию, личностные расстройства, низкую самооценку, неадекватное восприятие реальности, нарциссизм , травматизацию — все это, разумеется, можно найти, по крайней мере, если покопаться аналитически, психологически и психиатрически. Однако в этом во всем присутствует и еще что-то, что лежит с одной стороны на поверхности, а с другой очень глубоко. На поверхности лежит социально-экономические аспекты: развитие потребительского мировоззрения, законы спроса и предложения, развитие науки и медицины, материальные возможности, современные представления о красоте, месте сексуальности и тела, принцип жизни сегодняшним днем, личностная свобода и продолжительность жизни. Глубоко внутри лежит архетипический уровень данного вопроса: мечта о бессмертии и вечной весне, желание быть богом (что не богиня или бог, так все красавицы и раскрасавцы), воспевание эстетической красоты тела мужского или женского: боги Древней Греции, Египта, Рима, даже Христианский Бог и тот предстает перед нами молодым красивым мужчиной, а вспомним богов Индии… Русские и европейские сказки содержат множество сюжетов на данную тему: вечная молодость и красота, но, правда, в них всегда есть цена, которую тот или иной герой должен заплатить за свою молодость, бессмертие и не всегда за гарантию любви, заплатить сам или за счет других. Ну и современные мифы о красивых, бессмертных вампирах, колдунах, о Дьяволе, дарующем молодость Дориану Грею и т.д. Но в реальности мы видим много других сюжетов о смерти, которую приносят попытки остановить время, о многих неудачных операциях по спасению увядающей красоты и молодости, истории об иллюзиях, за которые мы хватаемся. Ой, совсем забыл: царь тоже не должен быть старым. Сегодняшний тренд на молодых сильных лидеров явно прослеживается в политике. Архетип Мудреца-Старца нынче не в моде. Примеры вы и сами найдете сплошь и рядом. Соединяясь вместе, эти два аспекта порождают сдвиг в социально-психологическом восприятии радикальной коррекции внешности. Это становится нормой, а не исключением. Если раньше это было прерогативой звезд, избранных и богачей, то теперь это доступно многим. Процесс не стоит на месте, и надо думать, что пластическая хирургия и эстетическая медицина будет развиваться семимильными шагами, во-первых, потому что она коммерчески выгодна, ей также помогают остальные направления хирургии и травматологии, т.к. растет число пострадавших от техногенных факторов: аварий, катастроф, производственных травм и т.д., которым также необходима радикальная коррекция; во-вторых, культ потребительского отношения к жизни, к социуму, к природе, к собственной душе и телу будет только расти: я хочу иметь красиво накрытый богаты стол, одежду, жилище, машину, красивую жизнь и красивое тело, (свое и чужое); в третьих, многие очень хотят стать прямо при жизни богами, а богов некрасивых не бывает, а в четвертых, время шизотипического отношения к реальности, которое накрыло человечество после двух кровавых мировых войн, когда интеллект и цивилизованность столкнулись с такой жестокой животной правдой о человеке, показав на что он способен, расстреливая своих кровных братьев по идеологическим соображениям в подмосковных лесах, или сжигая миллионы в газовых печах для чистоты нации, прошло. Коллективный сплит был необходим, чтобы перенести невыносимую правду о цивилизации и человеческой природе. Позже мир погрузился в паранойю времен холодной войны (Россия сейчас отдельно переживает возвращение паранойи: кругом враги, содомиты, кощунники, и иностранные шпионы). В настоящее время, на мой взгляд, развитый мир наблюдает тотальное погружение в демонстративность (истерический радикал) – главное, не то кто ты есть внутри, а как ты выглядишь снаружи, как ты пиаришься и какое впечатление производишь. Кому есть дело для твоей души? Ее ведь нельзя потрогать, обменять, каков на нее спрос? А вот тело – это другое дело: удачное предложение о работе, удачный брак, сексуальная востребованность, стягивание внимания на себя. Красивое тело повышает нашу ценность и стоимость. Ценность красивой души – это понятие грозит совсем исчезнуть. Вы знаете, что такое остаться без работы в сорок-сорок пять лет? Когда вроде бы еще и пожить хочется, а ты никому не нужен. Если ты работала менеджером по продаже предметов роскоши, и привыкла выглядеть отменно, а тебя увольняют за тусклый внешний вид и тебе на смену приходят молоденькие неопытные красавицы, то ты идешь к волшебнику (если сумела накопить деньги или у тебя состоятельный супруг) и скидываешь десять лет. Кто тебя остановит? Юнгианский пастор, Андрей? Скажет тебе: помилуй, Божье дитя, это ловушка Диавола, прими наступление старости и увядания и позаботься о душе своей грешной. Мне кажется, что эта женщина порекомендует мне обратиться к доктору, и явно не к пластическому хирургу. Она мне скажет: Мил человек, душеприказчик, мать твою, где вас таких учат и готовят, что ты мне такие рекомендации даешь? Я даже не знаю, сколько мне жить осталось, и никто не знает. Это мой выбор: я хочу жить полной жизнью. Женщина так хочет оставаться желанной, многие женщины. Не скажу, что все, но большинство. Как та туристка из моего прошлого, это женщина, которой так хотелось почувствовать себя молодой, слившись в экстазе с молодым двадцатилетним мужчиной на шелковых простынях гостиничного номера, может быть всего одну ночь, одну страстную ночь, а дальше будь, что будет. Еще немного утолить свою страсть, желание, а самое главное, чтобы желали меня и мое красивое скорректированное тело. Неудивительно, что я не оценил тогда ее желание оставаться молодой, сексуальной и желанной. Пока мы молоды, мы наивно надеемся, что это нас не коснется, пройдет стороной чудесным образом. Время бежит стремительно: сейчас всего лишь миг отделяет меня от ее глаз, приглашающих в ее постель, чтобы насладится новой кожей, в которой она живет… Эх, дорогая моя Галина Павловна Редя, если бы вы дали один год даме бальзаковского возраста сделать ее выбор, неужели бы вы осудили ее за то, что она ляжет под нож хирурга, чтобы снова почувствовать себя желанной молодым мужчиной? Сейчас очень серьезный абзац. Я считаю, что несмотря на возраст, мотивы, уровень интеллекта и осведомленности по поводу пластической хирургии и эстетической медицины, любой человек (мужчина или женщина, девушка или парень), который решился на изменения своей внешности обязан проконсультироваться у психолога или психотерапевта. Ответственные врачи, которые занимаются омоложением, коррекцией и т.д. должны обязательно рекомендовать или даже ставить обязательным условием прохождение консультации у специалистов по психологии и психотерапии перед началом процесса изменений. Это необходимо, чтобы удостоверится в адекватности восприятия реальности будущего пациента, сознательных целей и бессознательных мотивов, которые его побуждают к обращению к врачам. Важно, чтобы человек осознал все возможные последствия этого шага, риски, как психологические, так и связанные с телесным здоровьем, а также социальные факторы. И здесь возможно встанут ребром (и совсем не Адама) следующие вопросы. Должны ли мы отговаривать человека или искать альтернативы радикальной корректировки, должны ли мы вставать на пути его выбора? Имеем ли на это право покушаться на внутреннюю свободу человека и на его право самому строить свою жизнь и брать за нее ответственность? Ведь это его и только его кожа, в которой он будет жить. Пусть это станет для него еще одной иллюзией, которой суждено будет разбиться о реальность, но, в конце концов, так или иначе вся наша жизнь является, быть может, краткосрочной иллюзией, где мы создаем себя, делая наш и только наш выбор. Свобода выбора – это то, что делает нас людьми, человеком, который хотя бы в этот момент перестает быть игрушкой в руках богов и кармических сил. Я также думаю о той самой яркой звезде, которая делает выбор вспыхнуть полной жизнью на мгновение, чтобы сгореть и неизбежно пасть. Главное, чтобы это был ее выбор. (Москва, 7-07-2013). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|