|
Самоактуализация личности и ее гендерные аспектыАвтор статьи: 404
Понятие самоактуализации появилось в гуманистической психологии. Впервые этот термин ввел Курт Гольдштейн. Он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. По К.Гольдштейну организм управляется тенденцией актуализировать в набольшей возможностной степени свои индивидуальные способности. Основное положение теории Гольдштейна: индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом – самоактуализацией (самореализацией). К. Роджерс например, полагает, что в каждом есть стремление становиться компетентным и способным на столько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремиться быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком [7].
Один из ведущих психологов гуманистического направления, Абрахам Маслоу, проанализировал потребности психически здоровой личности и разделил их на две группы. Первая группа базовые потребности, которые включают физиологические (в еде, питье) и психологические (в безопасности, любви, признании). Вторая группа – это метапотребности, состоящие из потребностей более высокого уровня. В них проявляются наши стремления к знанию, тенденции к росту и достижениям (самоактуализации). Эти потребности организованы иерархически, высшей из них является потребность в самоактуализации, удовлетворение которой возможно, только при удовлетворении базовых потребностей. Мы обращаем внимание на красоту, истину и развитие наших возможностей, когда более или менее сыты и находимся в безопасности. Этому понятию очень трудно дать точное определение. Прежде всего, самоактуализация означает стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности, возможности, а удовлетворение от действительной самоактуализации – внутреннее, и не связано с внешним одобрением. Самоактуализация это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это – способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. Абрахам Маслоу замечал, что самоактуализация присуща человеческой природе, - это потенциал, данный всем или почти всем людям от рождения. Психически полноценный человек, по А.Маслоу, это - самоактуализирующийся человек, который представляет собой гармоничную личность, достигшую вершины развития. Таких людей мало, всего 1-4 % от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. Если человек стремится понять смысл жизни, максимально реализовать свои способности, он постепенно движется к высшей ступени личностного саморазвития. Воплощение этой потребности отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого – проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве и т.д. Нас интересует, гендерная специфика проявления самоактуализации. А.Маслоу подобно многим своим современникам признавал общность процесса психологического развития для обоих полов, характеризуя высоты человеческого развития в терминах индивидуации и достижения. Это допущение использовалось как для поощерения, так и для ограничения развития психологии женщин. А. Маслоу размышлял о различиях двух полов, однако никогда не развивал своих мыслей. Бетти Фриден в своей книге «Женская загадка» (The Feminine Mystique, Friedan, 1977) (цит. По: Абрахам Маслоу, 2003), часто ссылается на А.Маслоу, призывая женщин к самоактуализации и выходу за рамки ролей жены и матери. Вместе с тем применительно к женщинам иерархия потребностей по А.Маслоу, не позволяет приписывать им некоторые потребности высшего уровня. Переживания и развитие женщин имеют свои особенности, в центре находятся потребности в привязанности и близости. А.Маслоу обращал внимание на это различие в своем журнале в 1962 г.(Lowry, 1979) (цит. По: Абрахам Маслоу, 2003, с. 321.) Только женщина испытывает первоочередную потребность быть любимой…(чем больше я думаю об этом, тем большее впечатление это на меня производит. Между тем на эту тему ничего не написано. Нет и никаких исследований.) Его вопросы предвосхитили исследования в этом направлении. Вместе с тем, акцентируя внимание на потребностях в отстраненности и независимости, иерархия А.Маслоу указывает на некоторые существенные различия между мужчинами и женщинами. Многие исследователи, изучавшие проблемы самореализации женщин и мужчин отмечали, что традиционные гендерные роли затрудняют самореализацию именно женщин, ограничивая ее возможности «внесемейной» самореализации [2,3,5]. Мужчины в большей степени, чем женщины, ценят свои достоинства и принимают себя такими, какие есть. Согласно результатам исследований влияния гендерной социализации на личность, поведение родителей, учителей и весь социальный контекст в целом могут негативно влиять на формирование у женщин уверенности в себе и самооценки [2,5]. Так женщине трудно принять себя, так как существует конфликт между ее индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о женщине. Если она, например флегматик, то где ее эмоциональность. Если она интересуется естественными науками, то родители ей напомнят, что в этом случае легко остаться старой девой. Если она в «теле», то средства массовой информации примутся убеждать что-то предпринять с этим. Вспомните для примера русскую поговорку – «долог волос да ум короток» или слова «женская логика», не говоря уже об анекдотах про блондинок, которые заставляют сомневаться в своих качествах и требуют внутренних усилий по преодолению этих сомнений. Этот список можно продолжать и дальше. Нужна постоянная работа, чтобы оставаться в ладу с собой. Сопоставление проблем обусловленных гендерной социализацией, с характеристиками самоактуализирующейся личности не оставляет сомнений в наличии особых барьеров для реализации способностей женщин. Реализация себя в семье предполагает осуществление, в главном, своих представлений о семейной жизни, ее целях, ценностях и удовлетворение потребности в определенных семейных взаимоотношениях. Общественное признание предполагает не личное признание (как было отмечено, это несущественно для самоактуализирующейся личности), а справедливую оценку общества того, чем человек занимается как представитель той или иной социальной группы, к которой она/он принадлежит. Необходимо отметить, что эти компоненты существенны для того, чтобы, образно говоря, «встать на путь» к самоактуализации, не утратить стремление к ней. В своем исследовании Акиндинова И.А [1], исследует взаимосвязи уровня самоактуализации женщины с профессиональной организацией ее деятельности. Объектом сравнения были две группы: работающие женщины и домохозяйки. И делает следующие выводы: 1. Работающие женщины в большей мере испытывают положительной отношение к своей ведущей деятельности, чем неработающие женщины. 2. У женщин занятых в профессиональной деятельности, в большей степени, чем у неработающих женщин (домохозяек), проявились такие аспекты феномена самоактуалзации, как: уверенность в себе, независимость; умение жить настоящим; стремление к познанию, не связанному прямо с удовлетворением каких – либо потребностей. 3. Для работающих женщин в большей степени актуальными являются «потребности роста» - то есть в самоактуализации и признании, чем для женщин, не занятых в профессиональной деятельности. Несмотря на то, что домохозяйки считают свое занятие работой и выбрали его сознательно, по видимому, данный вид деятельности не связан со стимуляцией к большему саморазвитию и актуализации внутренних потенциалов. Как видно из этих данных самоактулизация в традиционной женской роли – домохозяйки и хранительнице очага, у современных женщин не проявляется в полной мере. В связи с этим проблема самоактуализации женщин приобретает особую значимость в силу происходящих изменений в нашем обществе. Перспектива гендерных исследований связана с задачей гуманистического общества обеспечить более эффективную реализацию способностей людей разного пола. Под самоактуализацией в современной психологии понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Феминистское движение стимулировало открытие новых перспектив анализа и решения проблемы положения женщин. В последние годы появились отечественные работы, анализирующие гендерные различия не только с биологической точки зрения, но и с учетом влияния на психическое развитие личности социально – психологических факторов (Т.В. Виноградова, В.В. Семенов, Г. Силласте) [6]. Однако они направлены, в первую очередь, на изучение когнитивных процессов, умственного развития, и не касаются особенностей целостного жизненного пути, личностных характеристик, которые являются более значимыми для реализации способностей и которые формируются под влиянием социально-психологических особенностей окружения. Дальнейшее решение женского вопроса связано не только с улучшением материальных, социальных условий жизни, но и с преодолением устаревших представлений о роли женщины в обществе, с воспитанием, ориентирующем мужчин и женщин не на отношения господства и подчинения, заданные традицией и возведенные в ранг «естественного закона», а на отношения личностной взаимодополняемости в обществе и семье. При этом достижение полного социального равенства женщин возможно не путем создания равной социальной загрузки мужчин и женщин, а путем создания равных возможностей для их самореализации, путем гармонизации социальных ролей женщин. Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|